KRASGMU.RU
Авторизация - ВХОД
Тема № 7: Кишечные клостридиозы. Ботулизм. Клинико-лабораторная диагностика, лечение, профилактика.
  1. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ (выберите один правильный ответ):

1. ВОЗБУДИТЕЛЬ БОТУЛИЗМА

1) спирохета

2) гемофильная палочка

3) вирус

4) клостридия ботулинум

5) риккетсия

Правильный ответ:___________________

2. РЕЗЕРВУАРОМ ИНФЕКЦИИ ПРИ БОТУЛИЗМЕ ЯВЛЯЕТСЯ

1) грызуны

2) крупный рогатый скот

3) человек

4) клещи

5) рыбы

Правильный ответ:____________________

3. ДЛЯ БОТУЛИЗМА ХАРАКТЕРЕН ПАРАЛИЧ СКЕЛЕТНОЙ МУСКУЛАТУРЫ

1) нисходящий спастический

2) восходящий спастический

3) нисходящий вялый

4) восходящий вялый

5) паралич не характерен

Правильный ответ:___________________

4. ПРИ БОТУЛИЗМЕ ИЗБИРАТЕЛЬНО ПОРАЖАЕТСЯ

1) сердечно-сосудистая система

2) нервная система

3) ретикулоэндотелиальная система

4) верхние дыхательные пути

5) мочевыделительная система

Правильный ответ:____________________

5. ПРИЗНАКОМ БОТУЛИЗМА ЯВЛЯЕТСЯ

1) лихорадка с повышением температуры до фебрильных цифр

2) многократный жидкий стул с зеленью, слизью, прожилками крови

3) «делирий»

4) глазодвигательные нарушения

5) возбуждение

Правильный ответ:____________________

6. АНТИБАКТЕРИАЛЬНЫЙ ПРЕПАРАТ ВЫБОРА ПРИ БОТУЛИЗМЕ

1) пенициллин

2) ампициллин

3) левомицетин

4) бисептол

5) гентамицин

Правильный ответ:_____________________

7. СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ БОТУЛИЗМА ПРОВОДИТСЯ

1) противодифтерийной сывороткой

2) противоботулинической сывороткой

3) лактобактерином

4) бактериофагом

5) КИПом

Правильный ответ:_____________________

8. ПОСЛЕ ПОСТАНОВКИ ДИАГНОЗА: «БОТУЛИЗМ» НЕОБХОДИМО

1) введение противосудорожных средств

2) введение глюкокортикоидов

3) введение антибиотиков

4) введение противоботулинической сыворотки в сочетании с дезинтоксикационной терапией внутривенно

5) дезинтоксикационная терапия внутривенно

Правильный ответ:____________________

9. ДЛЯ БОТУЛИЗМА ХАРАКТЕРНО

1) спленомегалия

2) увеличение печени

3) судороги

4) поперхивание

5) нарушение сознания

Правильный ответ:____________________

10. ОСНОВНОЙ ПУТЬ ИНФИЦИРОВАНИЯ ПРИ БОТУЛИЗМЕ

1) пищевой

2) водный

3) трансмиссивный

4) контактно-бытовой

5) половой

Правильный ответ:_____________________

11. ВХОДНЫМИ ВОРОТАМИ ПРИ ПИЩЕВОМ БОТУЛИЗМЕ ЯВЛЯЕТСЯ

1) ЖКТ

2) верхние дыхательные пути

3) неповрежденные кожа и слизистые

4) поврежденные кожа и слизистые

5) ЦНС

Правильный ответ:____________________

12. ИНКУБАЦИОННЫЙ ПЕРИОД ПРИ БОТУЛИЗМЕ ЧАЩЕ ВСЕГО СОСТАВЛЯЕТ

1) 12-24 часа

2) 2-3 дня

3) более недели

4) 7-14 дней

5) 14-21 день

Правильный ответ:___________________

13. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЛИЦАМИ, УПОТРЕБЛЯВШИМИ ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ В ОЧАГЕ БОТУЛИЗМА, ПРОВОДИТСЯ В ТЕЧЕНИЕ

1) 1 неделю

2) 10-12 дней

3) более 2 недель

4) более 3 недель

5) более месяца

Правильный ответ:___________________

14. БОЛЬНОМУ С ТЯЖЕЛОЙ ФОРМОЙ БОТУЛИЗМА ПЕРВУЮ ДОЗУ ПРОТИВОБОТУЛИНИЧЕСКОЙ СЫВОРОТКИ ВЫ ВВЕДЕТЕ

1) внутримышечно

2) орально

3) внутривенно

4) внутрикожно

5) подкожно

Правильный ответ:___________________

15. ВОЗБУДИТЕЛЕМ АНТИБИОТИКАССОЦИИРОВАННОЙ ДИАРЕИ ЯВЛЯЕТСЯ

1) Clostridium perfringens

2) Clostridium novyi

3) Clostridium septicum

4) Clostridium tetani

5) Clostridium difficile

Правильный ответ:_____________________

16. КЛОСТРИДИОЗ, ПРОТЕКАЮЩИЙ ЧАЩЕ ПО ТИПУ ПИЩЕВОЙ ТОКСИКОИНФЕКЦИИ

1) Clostridium perfringens

2) Clostridium novyi

3) Clostridium septicum

4) Clostridium tetani

5) Clostridium difficile

Правильный ответ:_______________________

17. ПСЕВДОМЕМБРАНОЗНЫЙ КОЛИТ РАЗВИВАЕТСЯ ПРИ ИНФИЦИРОВАНИИ

1) Clostridium perfringens

2) Clostridium novyi

3) Clostridium septicum

4) Clostridium tetani

5) Clostridium difficile

Правильный ответ:_____________________

  1. ВОПРОСЫ ДЛЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.

Ответьте на поставленные вопросы:

1. Дайте характеристику возбудителей, вызывающих развитие энтеральных клостридиозов.

2. Перечислите опорно-диагностические признаки и клинические формы энтерального клостридиоза, обусловленного C. Perfringens.

3. Дайте характеристику b. Clostridium difficile (C. difficile).

4. Перечислите факторы, способствующие развитию антибиотикоассоциированной диареи.

5. Дайте определение Cl,diffile – инфекции.

Clostridium difficile инфекция (МКБА04.7) -

6. Назовите опорно-диагностические признаки и клинические формы Cl. diffile – инфекции.

7. Представьте ключевые моменты патогенеза ботулизма.

8. Назовите клинические формы ботулизма и дайте им характеристику.

9. Дайте характеристику препарата, применяемого с целью специфической терапии ботулизма. Назовите метод и принципы введения этого препарата.

10. От чего зависит доза и путь введения специфической противоботулинической сыворотки при лечении больного с ботулизмом?

11. Назовите основания для назначения АБТ при ботулизме? Препаратом выбора является - ? Представьте название, дозу, путь введения препарата.

III. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача № 1

Саша К., 12 лет. Вернулся с рыбалки здоровым. Утром почувствовал слабость, головокружение, не встал с постели, была рвота. Температура нормальная. Вызван врач. Мальчик направлен в стационар.

В стационаре при выяснении анамнеза установлено, что на рыбалке ел уху и томаты из банки с герметической крышкой. Более подробно анамнез собрать не удалось, т.к. мальчик с трудом отвечает на вопросы, речь невнятная, смазанная. Общее состояние тяжелое, не сидит, не стоит, не может поднять руку, ногу. Резко выражена общая адинамия, гипотония. Отмечается двусторонний птоз, нарушение конвергенции глазных яблок, мидриаз, зрение снижено, перед глазами туман, предметы двоятся. Плохо глотает, небный рефлекс не вызывается. Сухость во рту. Сухожильные рефлексы так же отсутствуют. Нарушен ритм дыхания, экскурсия грудной клетки ограничена. Была рвота. Стул 1 раз жидкий. Температура остается нормальной.

Вопрос 1: О каком заболевании следует думать?

Вопрос 2: Проведите обоснование клинического диагноза.

Вопрос 3: Назначьте план лабораторного обследования, необходимый для подтверждения вашего диагноза.

Вопрос 4: Где должен лечиться больной и почему?

Вопрос 5: Назначьте лечение данному больному.

Вопрос 6: Определите дозу и кратность введения специфической противоботулинической сыворотки пациенту с учетом тяжести заболевания.

Вопрос 7: Ваша тактика в отношении других 5-х детей, бывших одновременно с больным на рыбалке.

Задача №2

Девочка, 10 лет, вернулась из похода, где питалась консервами, жареными грибами, купалась в пруду и пила не кипяченую воду. По возвращении жаловалась на слабость, отсутствие аппетита, однократную рвоту, боли в животе, кратковременное расстройство стула. Участковым педиатром поставлен диагноз: «Отравление грибами» и ребенок направлен в стационар.

При поступлении: состояние тяжелое. Температура тела нормальная. Кожа бледная, резкая мышечная слабость. Сухой кашель, першение в горле, осиплость голоса. В легких дыхание везикулярное, ЧД – 44 в мин. Тоны сердца приглушены. Слизистая полости рта чистая, суховата, небная занавеска слегка провисает, голос гнусавый. Живот несколько вздут, мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не увеличены. Стула нет. Сознание ясное, менингеальных знаков нет. Отмечается левосторонний птоз, расширение зрачков, косоглазие.

Анализ кала на кишечную группу: патогенные бактерии на кишечную и тифо-паратифозную группу не выявлены.

Общий анализ крови: Hb- 134 г/ л, Эр – 4,06×10¹²/л, Лейк. – 8,0×109/л, п/я – 7%, с/я – 54%, э – 3%, л – 30%, м – 6%, СОЭ – 10 мм/час.

РНГА с эритроцитарными диагностикумами: шигелл Зонне – 1:40, Флекснера и с комплексным сальмонеллезным диагностикумом– отрицательная.

Вопрос 1: О каком заболевании следует думать? Назовите патогномоничные клинические проявления, позволяющие его заподозрить.

Вопрос 2: Обоснуйте диагноз.

Вопрос 3: Оцените результаты лабораторного обследования:

Вопрос 4: Какие дополнительные лабораторные исследования необходимо использовать для подтверждения диагноза?

Вопрос 5: Назначьте лечение пациенту с названием препаратов, дозы, кратности и пути введения:

Вопрос 6: Определите дозу специфической противоботулинической сыворотки:

Вопрос 7: Какие мероприятия проведете в отношении детей, бывших в походе вместе с заболевшим ребенком?

Задача № 3.

У мальчика 20 дней на 10 день антибактериальной терапии, проводимой при лечении правосторонней нижнедолевой пневмонии, появилась лихорадка с повышением температуры до фебрильных цифр, рвота 5 раз, боли в животе и жидкий стул с примесью слизи, крови. Ребенок был осмотрен детским хирургом – данных за хирургическую патологию не найдено. В последующие 4 дня состояние мальчика прогрессивно ухудшалось: рвота сохранялась, явления гемоколита усилились, и он был переведен в инфекционное отделение.

При поступлении состояние крайне тяжелое. Вялый, отказывается от еды и питья. Кожные покровы серые, с акроцианозом. Слизистые губ и полости рта сухие, с цианотичным оттенком. Тургор тканей снижен. Дыхание поверхностное, ЧДД 58-62 в мин., черты лица заостренены. Тоны сердца глухие, тахикардия. Живот резко вздут, болезненный при пальпации, перистальтика ослаблена. Симптомов раздражения брюшины нет. Сухожильные рефлексы снижены. Пастозность нижних конечностей, гениталий. Стул скудный, состоит из густой белесоватой слизи, гноя, с большим количеством крови. Анурия.

Клинический анализ крови: Hb - 150 г\л, Эр - 4,5 х 1012 \л, Лейк - 25,5х 109 \л; э-1, ю- 7, п\я-24%, с\я- 40%, л- 26%, м-2%, СОЭ- 35 мм\час.

Биохимический анализ крови: калий плазмы – 2,1 ммоль\л, натрий - 115 ммоль\л, общий белок 50г/л, альбумины 35г/л, мочевина – 7,6 ммоль/л PH крови - 7,31. Ст., ВЕ - 36,7 мэквл.

Копрограмма: консистенция – жидкая, слизь (+++), лейкоциты 12-15 в п/з, скопления до 60-70 в п/з, эритроциты - сплошь.

Бак посев кала на диз.группу, сальмонеллез и ЭПКП – отрицательный.

Бак посев кала на циклосерин-цефокситин-фруктозном агаре – высев Cl.defficile.

Вопрос 1: О каком заболевании думаете? Дайте характеристику возбудителя, явившегося причиной его развития.

Вопрос 2: Представьте патогенез возникновения основных клинических проявлений заболевания.

Вопрос 3: Прокомментируйте результаты лабораторного обследования.

Вопрос 4: Обоснуйте клинический диагноз.

Вопрос 5: Какие дополнительные исследования необходимо назначить пациенту?

Вопрос 5: Назначьте лечение пациенту с указанием препаратов, доз, кратности и пути их введения.

Вопрос 6: Обоснуйте рациональный выбор этиотропной терапии.

Вопрос 7: Перечислите возможные профилактические мероприятия, предупреждающие развитие ААД.