KRASGMU.RU
Авторизация - ВХОД
Тема № 8: Тифо-паратифозные заболевания. Дифференциальная диагностика, особенности на современном этапе, лечение, диспансеризация.
  1. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ (выберите один правильный ответ):

1. ОСНОВНОЙ ПУТЬ ПЕРЕДАЧИ БРЮШНОГО ТИФА

1) алиментарный

2) трансовариальный

3) контактный

4) трансплацентарный

5) трансмиссивный

Правильный ответ:_______________________

2. ДЛЯ БРЮШНОГО ТИФА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ХАРАКТЕРНО

1) постепенное начало

2) брадикардия

3) длительная лихорадка

4) развитие ГУС

5) первичный токсикоз

Правильный ответ:________________________

3. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ОЧАГОМ БРЮШНОГО ТИФА СОСТАВЛЯЕТ

1) 7 дней

2) 14 дней

3) 21 день

4) 28 дней

5) 35 дней

Правильный ответ:_______________________

4. ПРЕПАРАТ ВЫБОРА ПРИ НАЗНАЧЕНИИ ЭТИОТРОПНОЙ ТЕРАПИИ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ БРЮШНОГО ТИФА

1) пенициллин

2) левомицетин

3) фуразолидон

4) бактрим

5) ампициллин

Правильный ответ:________________________

5. ХАРАКТЕР СЫПИ ПРИ БРЮШНОМ ТИФЕ

1) необильная, типа розеол

2) обильная, розеолезно-петехиальная

3) пятнисто-папулезная

4) мелкоточечная

5) везикулезная

Правильный ответ:___________________________

6. ХАРАКТЕР СТУЛА ПРИ БРЮШНОМ ТИФЕ

1) жидкий, водянистый

2) жидкий, типа «горохового супа»

3) жидкий, пенистый, без патологических примесей

4)жидкий, обильный, водянистый типа «рисового отвар

5) жидкий, с большим количеством слизи, зелени, типа «болотной тины»

Правильный ответ:________________________

7. ЛИХОРАДКА ПРИ БРЮШНОМ ТИФЕ

1) отсутствует

2) кратковременная

3) высокая, длительная

4) тенденция к гипотермии

5) «септическая»

Правильный ответ:_______________________

8. ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПРИ БРЮШНОМ ТИФЕ

1) желудок

2) тонкая кишка

3) толстая кишка

4) поджелудочная железа

5) ДПК

Правильный ответ:___________________________

9. ВЫПИСКА БОЛЬНОГО БРЮШНЫМ ТИФОМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРИ

1) сохранении субфебрилитета

2) трехкратных отрицательных бактериологических обследованиях на брюшной тиф (кал, моча, кровь)

3) сохраняющемся жидком стуле

4) однократном отрицательном бактериологическом исследовании кала

5) двукратном отрицательном бактериологическом исследовании кала, крови, мочи

Правильный ответ:_____________________________

10. ДИАГНОЗ БРЮШНОГО ТИФА УСТАНАВЛИВАЕТСЯ НА ОСНОВАНИИ

1) клинического анализа крови

2) копрокультуры

3) титра 1:50 в реакции Видаля

4) посев слизи из носоглотки

5) общего анализа мочи

Правильный ответ:____________________________

11. ТИПИЧНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ КРОВИ ПРИ БРЮШНОМ ТИФЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

1) лейкоцитоз

2) лейкопения

3) нормоцито

4) ускоренное СОЭ

5) лимфомоноцитоз

Правильный ответ:__________________________

12. ВОЗБУДИТЕЛЕМ БРЮШНОГО ТИФА ЯВЛЯЕТСЯ

1) Salmonella typhimurium

2) Salmonella panama

3) Salmonella enteritidis

4) Salmonella typhi abdominalis

5) Salmonella infantis

Правильный ответ:________________________

13. ВОЗБУДИТЕЛЬ БРЮШНОГО ТИФА

1) вирусы

2) Гр (+) бактерии

3) Гр (-) бактерии

4) грибы

5) гельминты

Правильный ответ:____________________________

14. ЖЕЛТУШНОЕ ПРОКРАШИВАНИЕ ЛАДОНЕЙ И ПОДОШВ ПРИ БРЮШНОМ ТИФЕ ВОЗНИКАЕТ

1) за счет эндогенной гиперкаротинемии

2) нарушения связывания непрямого билирубина

3) нарушение экскреции прямого билирубина

4) нарушение захвата непрямого билирубина гепатоцитами

5) за счет образования ЦИК

Правильный ответ:_________________________

15. СЕЗОННОСТЬ БРЮШНОГО ТИФА

1) осенне-зимняя

2) весенне-осенняя

3) весенне-зимняя

4) весенне – летняя

Правильный ответ:__________________________

  1. ВОПРОСЫ ДЛЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.

Ответьте на поставленные вопросы:

1. Дайте определение брюшному тифу.

2. Оцените свойства возбудителя брюшного тифа - Salmonella typhi

3. Эпидемиологические особенности брюшного тифа (заболеваемость, источник инфекции, механизм и пути передачи).

4. Классификация брюшного тифа.

1) по типу

2) по тяжести

3) по характеру и длительности течения

5. Опорно-диагностические признаки брюшного тифа в различные периоды заболевания.

  1. Инкубационный период:

  1. Начальный период болезни:

  1. Период разгара:

  1. Период обратного развития болезни:

  1. Период реконвалесценции:

6. Критерии оценки тяжести брюшного тифа.

7. Перечислите возможные осложнения брюшного тифа.

8. Назовите методы лабораторной диагностики брюшного тифа.

9. Перечислите клинико-диагностические особенности брюшного тифа у детей старшего возраста.

10. Перечислите клинико-диагностические особенности брюшного тифа у детей раннего возраста.

11. Представьте основные принципы терапии брюшного тифа.

12. Критерии выписки реконвалесцентов брюшного тифа из стационара.

13. Принципы диспансерного наблюдения реконвалесцентов брюшного тифа.

14. Противоэпидемические мероприятия в очаге брюшного тифа.

III. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача № 1

Ребенок 3-х лет поступил в клинику детских инфекций 1 сентября (7-й день болезни) с направляющим диагнозом: "Кишечная инфекция". Из анамнеза известно, что в августе ребенок находился вместе с родителями в деревне, где употреблял в пищу немытые овощи, фрукты, пил не кипяченую воду из колодца, купался в пруду.

Заболевание началось остро (25 августа), с подъема температуры тела до 38,2°, которая в последующем держалась на высоких цифрах (38,0-39,5°). Изменилось поведение ребенка: он стал вялым, капризным, отказывался от еды. В начале заболевания была однократная рвота и 4 раза жидкий стул без примесей, в дальнейшем – жидкий стул сменялся запорами, периодически отмечались боли в животе без четкой локализации.

При поступлении в стационар ребенок высоко лихорадит (38,8), в сознании, вял, сонлив, заторможен. Лицо бледное, губы сухие. На коже верхней части живота, боковых поверхностях груди единичные элементы розеолезной сыпи. Язык сухой, густо обложен серовато-коричневым налетом. Живот умеренно вздут газами, болезненный в правой подвздошной области, урчит. Печень выступает на 3 см ниже края реберной дуги, селезенка – на 2 см. В легких чисто, дыхание 24 в минуту. Тоны сердца приглушены, систолический шум на верхушке сердца. Пульс 140 ударов в минуту, ритм правильный. Отмечается желтушное окрашивание кожи ладоней и подошв. Диурез в норме. Стул кашицеобразный, непереваренный с примесью слизи и зелени, 4 раза в сутки.

В последующие дни состояние ребенка оставалось без существенных изменений: он продолжал высоко лихорадить (38-39°), сохранялись вялость, сонливость, заторможенность, временами беспокойство, отсутствовал аппетит, плохо спал по ночам. Сыпь на коже стала обильной, папулезно-розеолезного характера. Увеличились размеры печени до 3,5 см, селезенки – до 3 см ниже реберного края. Стул носил неустойчивый характер – жидкий стул сменялся запорами. И только с 9 сентября состояние ребенка стало улучшаться: появились интерес к окружающему и аппетит, температура тела нормализовалась коротким лизисом, хрипы в легких исчезли, язык очистился от налета, стал ярко-красным, сыпь исчезла, уменьшились размеры печени и селезенки.

Ребенок выписан из стационара на 32-й день болезни в удовлетворительном состоянии под наблюдение участкового педиатра.

Результаты лабораторных исследований:

Общий анализ крови: Нв – 124 г/л, эритроциты – 3,8х1012/л, лейкоциты – 4,6х109/л, палочкоядерные – 6%, сегментоядерные – 41%, лимфоциты – 50%, моноциты – 3%, СОЭ – 12 мм/час.

Анализ крови на гемокультуру: рост Salmonella typhy.

Реакция Видаля положительная с сальмонеллезным диагностикумом группы Д в титре 1:400.

Вопрос 1: Какие основные клинические симптомы, характерные для брюшного тифа, имеют место у данного больного?

Вопрос 2: Оцените результаты лабораторного обследования. Они подтверждают диагноз?

Вопрос 3: Поставьте клинический диагноз и обоснуйте его:

Вопрос 4: Распишите план лечения больного при поступлении в стационар (с указанием дозы лекарственных препаратов, способа и кратности приема).

Вопрос 5: Какова продолжительность курса антибактериальной терапии? Чем будете руководствоваться при отмене АБТ?

Вопрос 6: Показания для выписки пациента из стационара.

Вопрос 7: План противоэпидемических мероприятий в очаге и диспансерное наблюдение за ребенком.

Вопрос 8: Заполните экстренное извещение на случай заболевания.

Задача №2

Мальчик 5 лет заболел остро с появления лихорадки с повышением температуры до 38,9°С, рвоты 2 раза, жидкого стула без патологических примесей 3 раза. В последующие 4 дня температура держалась на уровне 38,9 -39,6°С, жидкий стул сменился запором. На фоне высокой температуры развился бред, галлюцинации, и больной был госпитализирован в инфекционное отделение с направляющим диагнозом: ОРВИ, ГТС? ОКИ?

Из эпид.анамнеза было установлено, что ребенок из неблагополучной семьи, приехали из Таджикистана около недели назад. В семье у матери и старшего брата кроме фебрильной лихорадки и рвоты был стул 2 раза, разжиженный и необильные высыпания на коже.

При поступлении состояние ребенка тяжелое. Бредит, ищет несуществующие игрушки, руками «ловит мух». Температура 38,8°С. Кашель нечастый, с трудноотделяемой мокротой. Кожа бледная, «тени» под глазами. Слизистые губ и полости рта яркие. На щеках «токсический румянец». На коже верхней части живота, боковых поверхностях груди единичные элементы розеолезной сыпи. Язык сухой, густо обложен серовато-коричневым налетом, с отпечатками зубов, увеличен в объеме. В легких притупление перкуторного звука в нижней доле правого легкого. Дыхание жесткое, выслушиваются рассеянные хрипы, больше в нижних отделах справа. ЧДД - 30 в мин. Тоны сердца приглушены, ритмичные. ЧСС 140 ударов в минуту, ритм правильный. Живот умеренно вздут газами, болезненный в правой подвздошной области, урчит. При перкуссии отмечается притупление в правой подвздошной области. Печень +1/2 + 4см+3см, край ровный, мягкоэластичный. Селезенка + 2 см из-под края ребра. Отмечается желтушное окрашивание кожи ладоней и подошв. Диурез не нарушен. Стул кашицеобразный, непереваренный с примесью слизи и зелени 1 раз. Сомнительная ригидность затылочных мышц.

Общий анализ крови: Нв – 106 г/л, эритроциты – 3,3х1012/л, лейкоциты – 3,0х109/л, палочкоядерные – 10%, сегментоядерные – 20%, лимфоциты – 67%, моноциты – 3%, СОЭ – 25 мм/час.

В бактериологическом исследовании испражнений обнаружена Salmonella typhy.

На рентгенограмме данные за правостороннюю нижнедолевую пневмонию.

Вопрос 1: О каком заболевании идет речь?

Вопрос 2: Оцените результаты лабораторного и инструментального обследования.

Вопрос 3: Поставьте клинический диагноз и проведите его обоснование.

Вопрос 4: Какие дополнительные лабораторные и инструментальные исследования необходимо провести данному больному?

Вопрос 5: Какие еще осложнения возможны при данном заболевании?

  • Специфические осложнения:
  • Неспецифические осложнения:

Вопрос 6: Назначьте лечение больному на момент госпитализации в стационар.

Вопрос 7: Назовите критерии выписки пациента из стационара.

Вопрос 8: Вы участковый врач педиатр. Как будете наблюдать реконвалесцента брюшного тифа с момента выписки его из стационара.