KRASGMU.RU
Авторизация - ВХОД
 
 1049
ID: 204319
Медицинская газета. Алексей Протопопов о подготовке врачей и не только

Возможности сильнее угроз. Подготовка врачей должна быть качественной по сути и современной по форме.

В ноябре следующего года Красноярский государственный медицинский университет им. В.Ф.Войно-Ясенецкого будет отмечать 80-летие. Не дожидаясь этой даты, в рабочем порядке (чтобы не превратить большое и важное дело в обычный юбилейный пафос), руководство вуза презентовало Программу развития КрасГМУ-2030. За оставшиеся девять лет предстоит достичь стратегической цели - создать университет нового уровня. Звучит смело, если не сказать дерзко.

- Университет нового уровня не словесное клише, в эту фразу мы вкладываем конкретный смысл. А именно, совершенствование образовательного процесса таким образом, чтобы обучение в медицинском вузе было качественным по сути и современным по форме. Чего греха тратить, многие нынешние образовательные программы сформированы ещё в 20 веке, они не рассчитаны на появление новых медицинских специальностей. Можно и нужно сделать их адекватными потребностям не только сегодняшней медицины, но и на десятилетие вперёд. Мы считаем важным вовлечь в реализацию Программы развития весь профессорско-преподавательский состав и обучающихся, чтобы в процессе преобразований каждый видел свою персональную роль, - поясняет ректор КрасГМУ, доктор медицинских наук, профессор Алексей Протопопов. В беседе о Программе развития-2030 мы говорим не только о том, каким видится обновлённый медуниверситет, но и о том, почему эти обновления необходимы, какими проблемами они порождены.

Алексей Владимирович, вы сказали, что ряд образовательных программ в высшей медицинской школе устарели. Содержательно или по форме преподавания?

- И в том, и в другом плане. До сих пор в подготовке будущих врачей мы основываемся на научных и клинических школах, хотя должны строить образовательный процесс не только с позиций медицины, основанной на доказательствах, но и образования, основанного на доказательствах. Иными словами, применять не те образовательные технологии, которые какой-то конкретный университет или отдельный преподаватель считают лучшими, а брать на вооружение подходы, состоятельность которых научно обоснована. Классическая научно-медицинская школа - это содержание, а технология преподавания - форма. Мы считаем возможным и необходимым примирить классику с современностью.

Кстати, отвлекаясь от Программы развития нашего университета на общеотраслевые проблемы, замечу: возможно и необходимо примирить традиционные, не поддающиеся пересмотру основы клинической медицины с современными клиническими рекомендациями, утверждаемыми Минздравом. Российские клинические рекомендации (КР) не должны быть прямым переводом европейских или американских гайдлайнов, поскольку многочисленные научные исследования доказывают, что есть особенности эпидемиологии и течения заболеваний в зависимости от климато-географических, социально-экономических условий проживания человека, не говоря об этно-генетических особенностях.

Учитывая многонациональный состав нашей популяции, мы не должны слепо переносить то, что считается адекватным в медицине США, в практику российского здравоохранения. В пределах РФ есть этно-генетические различия, предопределяющие разницу в распространённости и патогенезе ряда патологий у жителей европейских территорий и населения Крайнего Севера. Существуют эндемичные по заболеваниям регионы, есть особенности эффективности препаратов в разных этнических группах пациентов, что необходимо учитывать в качественно разработанных КР.

- Раз уж мы коснулись клинических рекомендаций, медуниверситеты должны участвовать в их разработке?

К сожалению, пока их роль в разработке КР невелика, приоритет отдан профессиональным врачебным ассоциациям. Вузам, которые готовят специалистов для системы здравоохранения своего региона, качественные клинические рекомендации нужны для погружения их в образовательный процесс, чтобы выпускать хорошо подготовленных врачей. Мы даём студентам знания об этно-генетике патологий, а затем, придя работать в больницы, они видят КР, где такие особенности вообще не учитываются. Разве это нормально?

- Руководство КрасГМУ в качестве обоснования Программы развития обозначило текущие вызовы, которые стоят перед вузом: технологическое, академическое, инновационное отставание. Не является ли это преувеличением, ведь университет всегда числился в числе успешных?

- Он таким и остаётся в рейтинге медицинских вузов - на уровне выше среднего. Но такова азбука любого стратегического планирования: для того, чтобы построить правильную модель развития, мы должны были провести SWOT-анализ факторов внутренней и внешней среды. Без правильной идентификации своих слабых и сильных сторон, внутренних возможностей и внешних угроз вряд ли можно было правильно выстроить стратегию развития, потому что надо на старте понимать, что именно мы хотим преодолеть и чего достичь.

При этом университет не питает иллюзий: одним из вызовов обозначено возможное снижение поддержки инициатив и деятельности вуза со стороны федеральных и региональных органов власти. В таком случае как вы сможете реализовать Программу развития?

- К сожалению, до сих пор законодательно не обозначена возможность взаимодействия федеральных учебных заведений, расположенных в субъектах РФ, с региональными органами власти, хотя этот вопрос давно стоит в повестке, и нам обещают, что необходимый закон вот-вот будет принят. Я считаю, что «региональные» университеты, пусть даже они федерального подчинения, должны иметь возможность получать финансовую поддержку своих инициатив от субъектов РФ. Речь не идёт о том, что закон должен вменить регионам в обязанность финансировать вузы, которые фактически находятся в подчинении федеральных министерств. Но следует разрешить им это делать в случае их желания и возникшей необходимости. К примеру, если администрация субъекта РФ считает, что ситуация с подготовкой кадров для региональной медицины, для системы школьного образования требует корректировки, то есть нужно увеличить набор абитуриентов сверх федерального госзадания, они должны иметь право принимать финансово-экономические решения в этом направлении. Сегодня, если подобные события происходят, они вызывают обоснованные вопросы у правоохранительных органов, потому что противоречат действующему законодательству.

Мы нашли легитимный способ сотрудничества КрасГМУ с Правительством и Заксобранием Красноярского края - заказ краевого бюджета на подготовку специалистов для региональной системы здравоохранения сверх госзадания формируется в виде грантов для студентов, которые благодаря такой финансовой поддержке поступают на внебюджет по целевому направлению и по окончании вуза должны приступить к работе в тех медицинских организациях, которые их направили. В основном это сельские районы края. Недавно я узнал, что нашу систему внедрили в Алтайском крае, и очень рад этому.

К сожалению, других законных форм прямого инвестирования регионального бюджета в образовательную деятельность или в инфраструктуру федерального вуза, работающего на данной территории, не существует. А что касается финансовой поддержки с федерального уровня, её снижение неизбежно, если будет сохраняться форсмажорная ситуация в виде пандемии. Между тем инфраструктура вузов, расположенных в регионах, не только не развивается, но и с трудом удерживается в нынешнем увядающем состоянии. Вот почему вопрос их поддержки необходимо решать как можно скорее. Мы постоянно говорим о необходимости обновления образовательной базы, о сертифицировании кампусов международными рейтинговыми инструментами, но от этих разговоров, ничем не подкреплённых, положение дел не меняется к лучшему.

Вероятно, в такой ситуации расчёт на собственные ресурсы - единственно правильный. Вкладывая в своё развитие внебюджетные средства вуза и доходы от его основной уставной деятельности, мы сможем реализовать те проекты, которые презентуем коллективу, коллегам и партнёрам.

В Программе развития КрасГМУ пять приоритетных проектов. Первый - развитие медицинского добровольчества. Разве волонтёрство не порождено пандемией и не завершится с её окончанием?

- Здесь ключевое слово - «медицинское». То, о чём вы говорите - задействование студентов в работе колл-центров, в выполнении курьерской и иной работы - это волонтёрство в общегуманистическом смысле. Мы же говорим о том, чтобы завести добровольчество в образовательный процесс, начиная с профориентации школьников, когда студенты-медики проводят профориентационную работу со старшеклассниками, что позволяет нам получать не случайных, а осознанных абитуриентов.

Далее, предусмотрена работа медицинских волонтёров с декретированными группами населения, в частности, в психо-неврологических интернатах.

На недавнем заседании Совета ректоров вузов Красноярского края региональное Правительство предъявило нам претензию в том, что очень малая часть студентов в регионе вакцинирована от COVID-19. Я предложил силами наших волонтёров организовать встречи со студентами других университетов, чтобы будущие врачи рассказывали своим ровесникам об этом заболевании и о важности вакцинопрофилактики. Такая форма «агитации», когда не политики призывают людей прививаться, а равный обучает равного, имеет более доверительный характер. Тем более что многие из волонтёров КрасГМУ имеют опыт работы в «красных зонах». И вот мы уже получили хорошую обратную связь: в Аграрном университете после визита наших ребят произошёл значительный рост числа привитых.

Для самих волонтёров огромный плюс медицинского добровольчества заключается в том, что они развивают коммуникативные навыки, которые им пригодятся в работе с пациентами. А главное - став врачами, они точно не будут антивакцинаторами, несущими зло.

Наконец, мы считаем, что в медицинское волонтёрство должны быть вовлечены иностранные студенты как из ближнего, так и дальнего зарубежья. Это один из способов их социализации в нашей стране, профилактики сложностей в межнациональных отношениях и предупреждения террористических угроз.

- Разработка и внедрение сетевой интерактивной платформы для онлайн-обучения навыкам принятия решений в реальных клинических ситуациях - второй ключевой проект в Программе развития. Подобных ресурсов для медицины уже создано немало, в чём принципиальное отличие вашей?

- Наш «цифровой пациент» совсем иного вида. По замыслу, создание платформы предполагает аккумулирование очень большого числа клинических ситуаций и способов её разрешения. Спектр таких ситуаций самый широкий от бытовых травм и результатов лабораторных анализов до лечения хронических заболеваний и ведения пациента на постгоспитальном этапе. Мы можем смоделировать любую патологию любой степени сложности и предложить обучающимся варианты её решения. Вероятно, мы привлечём в качестве партнёров-разработчиков красноярские немедицинские вузы.

- Модернизация медицинского образования через внедрение индивидуальной образовательной траектории – третий проект. А такое вообще возможно в условиях, когда существует федеральный образовательный стандарт?

- Мы говорим не об отмене стандарта, а о проектном обучении, что никак не противоречит сути нынешнего принципа образования. Проектное обучение уже стало нормой за рубежом, но пока не вписано в российские ФГОСы, у нас в стране углублённое изучение той или иной клинической дисциплины имеет статус факультатива. Между тем, такие факультативы очень востребованы нашими обучающимися, в том числе иностранными студентами. Внедряя модули проектного обучения, мы становимся привлекательны для иностранных граждан, которые, выбирая российский медицинский вуз, высказывают запрос на углублённое изучение того или иного предмета.

- Вы уже дважды упомянули важность работы с иностранными студентами, это направление в Программе развития КрасГМУ даже выделено как приоритетное. Почему? Не для того ли, чтобы за счёт мигрантов решить кадровый вопрос в первичном звене здравоохранения, как уже предлагали в федеральном Минздраве?

- Мы не ставим такую задачу, и региональная система здравоохранения перед нами такую задачу тоже не ставит. Рассчитываем на то, что образование, полученное в российском медуниверситете, наши зарубежные студенты будут применять на практике в своих странах.

А для чего мы создаём для них условия? Всё просто: есть госзадание по экспорту образовательных услуг, и, если такая задача перед нами поставлена, её нужно выполнять. Тем более, что обучение иностранных граждан - один из источников дополнительного финансирования для вузов. Другое дело, что не все российские медуниверситеты пока могут данные услуги предложить, всё-таки организовать обучение на английском языке для студентов из дальнего зарубежья не так-то просто. КрасГМУ такой опыт имеет.

- Пятый приоритетный вектор КрасГМУ - научная деятельность в направлении диагностики и лечения заболеваний центральной нервной системы на принципах персонализированной медицины. Почему именно неврология, и в чём инновационность подходов, которые ваши учёные намерены предложить медицине?

- Так сложилось исторически, что именно это направление научной деятельности стало главным для нашего университета. На сегодняшний день мы имеем все составляющие научного цикла от фундаментальных разработок в области нейронаук и заканчивая прикладными вопросами нейрореабилитации после перенесённого инсульта, удаления опухолей ЦНС.

У нас сложились коллаборации с двумя университетами Японии и рядом российских научных центров неврологии. Недавно КрасГМУ совместно с Якутским государственным университетом вошёл в состав научно-образовательного центра по изучению генетически-обусловленной неврологической патологии. В Якутии большой медицинской проблемой является спиноцеребеллярная атаксия - гетерогенная группа наследственных нейродегенеративных заболеваний, которые развиваются преимущественно в трудоспособном возрасте. Как я уже говорил выше, любые заболевания, характерные для населения конкретного региона или конкретного этноса, всегда представляют большой интерес для науки.

Широкая опора на международное сотрудничество, на сотрудничество с федеральными и региональными российскими научными центрами позволяет нам позиционировать свои устремления в нейронауках как наиболее комплексные. Именно здесь КрасГМУ может предложить максимально короткий путь от фундаментальных исследований к прикладным разработкам и их внедрению в практическое здравоохранение.

В заключение хочу подчеркнуть, что предложенная нами Программа развития университета до 2030 года направлена на то, чтобы образовательный процесс стал ещё более интересен для студентов, а это в итоге не может не сказаться на качестве молодых специалистов, которых мы выпускаем в здравоохранение.

Подготовила Елена БУШ, обозреватель «МГ».