KRASGMU.RU
Авторизация - ВХОД
Билеты. Итоговое занятие.

Итоговое занятие

Билет 1

  1. Дайте определение терминам: мышечная гипотония; спастический тонус; пластический тонус.
  2. Назовите и опишите симптомы орального автоматизма.
  3. Опишите методику неврологического осмотра

Ситуационная задача № 2(СЗ)

Женщина около 50 лет без сознания лежит на земле. Кожные покровы бледные, цианотичные. Челюсти сжаты, голова запрокинута назад. Руки и ноги в полусогнутом положении, мышцы напряжены. Зрачки расширены, равны с обоих сторон, на свет не реагируют. Через несколько секунд после осмотра развились симметричные подергивания мышц лица и конечностей. Появилась розовая пена изо рта. Непроизвольное мочеиспускание. АД 180/90 мм рт.ст, пульс 102 удара в минуту.

Задания:

1.Определите неотложное состояние, развившееся у пациентки.

2.Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3.Определите проблемы пациента. Сформируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства

Билет 2

  1. Перечислите что включает исследование высших мозговых функций при неврологическом осмотре.
  2. Опишите признаки инсульта
  3. Опишите очаговые мозговые симптомы

Ситуационная задача № 1(СЗ)

Мужчина средних лет, упал без сознания. Объективно: неконтактен, речь отсутствует, болевая реакция сохранена. На лице множественные ушибленные рваные раны, на лбу подкожная гематома. На затылке подкожная гематома без повреждения кожных покровов. Левый зрачок немного шире, чем правый. АД 85/65 мм рт. ст., пульс 62 удара в минуту, дыхание поверхностное, учащенное, ЧДД 24 в минуту.

Задания:

1.Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2.Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3.Определите проблемы пациента. Сформируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства

4.Сформулируйте основные положения правильного ухода за больными с позвоночно-спинномозговыми травмами.

Билет 3

  1. Опишите коленопяточную пробу
  2. Что такое ЭХО-ЭГ и для чего используется
  3. Перечислите основные отделы головного мозга с описанием функций каждого из них

З а д а ч а № 1 (СЗ)

Больной 28 лет. Заболел остро. В течение недели беспокоил насморк, першение в горле, отмечался подъем температуры тела до 38 С. К врачу не обращался, лечился самостоятельно жаропонижающими средствами.

В конце периода возникла сильная головная боль, тошнота, рвота, боль в мышцах затылка, шеи, озноб, повышение температуры до 39,5 С. На губах у носогубных складок появились герпетические высыпания.

Объективно:

— температура тела 38,5 С, пульс ритмичный , 90 ударов в мин.,

— больной несколько заторможен,

— наблюдается световая и тактильная гиперестезия,

— резко выражена ригидность мышц затылка, симптомы Кернига, симптомы Брудзинского.

З а д а н и я

  1. Дайте определение синдрому и опишите его симптомы.
  2. Определите проблемы пациента. Сформируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
  3. Дайте прогноз и сформулируйте меры профилактики

Билет 4

  1. Опишите симптом Лассега
  2. Опишите метод Каротидной и вертебральной ангиографии. Для диагностики каких заболеваний он используется?
  3. Перечислите спинно-мозговые нервные сплетения с описанием функций каждого из них.

Ситуационная задача № 3(СЗ)

Женщина 40 лет, предъявляет жалобы на боль, покалывание и онемение пальцев правой кисти. Вначале онемение было редким, а сейчас стало постоянным. Часто отмечаются ночные боли, распространяющиеся с кисти на предплечье, иногда до локтевого сустава. При поднятии руки вверх боли и онемение усиливаются. Сгибание кисти усиливает симптоматику.

Неврологический статус: зрачки одинаковые, фотореакция сохранена. Отмечается слабость сгибания правой кисти, большого и указательного пальцев, гипостезия их ладонной поверхности. При перкуссии срединного нерва в зоне запястного канала возникает парестезия. Патологических рефлексов нет.

Диагноз: Синдром запястного канала.

Задания:

1.Дайте определение синдрому и опишите его симптомы.

2.Определите проблемы пациентки. Сформируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

3.Расскажите о принципах профилактики заболевания.

Билет 5

  1. Что позволяет оценить рентгенография костей черепа? Для уточнения каких диагнозов используется?
  2. Каков уход за больными с параличами?
  3. Перечислите и дайте определение двигательным нарушениям при неврологических заболеваниях.

Ситуационная задача № 10 (ПН)

Мужчина 30 лет обратился к терапевту, в связи с тем, что после десяти часов работы за компьютером, почувствовал сильную боль в шее, больше справа. При осмотре выявлено выраженное ограничение подвижности в шейном отделе позвоночника, при пальпации болезненность и напряжение мышц задней поверхности шеи. Других неврологических симптомов нет.

Задания:

1.Сформулируйте вертеброневрологический синдром.

2.Назовите методы обследования.

3.Определите проблемы пациента, сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого вмешательства.

4.Расскажите о профилактике остеохондроза шейного отдела позвоночника.

Билет 6

  1. При неврологическом осмотре, с помощью каких проб оценивают сохранность координации движений?
  2. Что должна подготовить мед сестра подготовить для проведения люмбальной пункции?
  3. Перечислите и опишите расстройства чувствительности

Ситуационная задача № 4 (ИЗ)

Во время летних каникул, находясь у бабушки в деревне, 14-летний подросток регулярно пил козье молоко. Внезапно у него возник озноб, поднялась температура до 39С, заболела голова, была рвота. На второй день болезни был жидкий стул, боли в животе. Через два дня температура снизилась, но еще через два дня, вновь поднялась, стал сонлив и спутан, в связи с чем доставлен в больницу. В больнице определили положительные симптомы ригидности шейных мышц, Кернига и Брудзинского. Очаговой неврологической симптоматики выявлено не было. В анализе ликвора: бесцветный, прозрачный, давление 350 мм вод.ст., цитоз 200 кл. в 1 мкл, смешанного характера, с преобладанием лимфоцитов.

Задания: 1.Определите неотложное состояние пациента. Расскажите о возможных путях заражения. 2.Охарактеризуйте синдромы нейроинфекций. 3.Назовите дополнительные методы обследования. 4.Сформулируйте принципы ежедневного специализированного ухода за больным с инфекционными заболеваниями нервной системы. 5. Расскажите об особенностях ухода за больным с рвотой.

Билет 7

  1. Опишите проявления ЦЕРВИКАГО и ЦЕРВИКАЛГИИ
  2. Что такое ПРОТРУЗИЯ как проявляется, каковы методы лечения?
  3. В чем заключается профилактика гипостатической пневмонии?

Ситуационная задача № 6 (ИЗ)

Родители 9-ти летнего ребенка вызвали врача на дом. Рассказали, что в течение 2,5 недель у сына была небольшая температура 37,2− 37,5С, плохо себя чувствовал, болела голова, была однократная рвота. Сегодня с утра появилось двоение в глазах. За последний год похудел на 3 кг, часто жаловался на выраженную слабость и утомляемость, ухудшилась успеваемость в школе, появился частый кашель. Врач выявил: умеренно выраженный менингеальный синдром, легкое расходящееся косоглазие и легкий птоз справа. Мальчика срочно госпитализировали. Известно, что отец ребенка год назад прибыл из МЛС. Анализ ликвора: давление 400 мм водного столба, жидкость бесцветная, через 24 часа появилась неясная фибриновая сетка, повышены показатели содержания белка, преобладают лимфоциты. Имеется подозрение на туберкулезный менингит.

Задания: 1.Расскажите о признаках туберкулезного менингита. Что в анализе спинномозговой жидкости указывает на это диагноз? 2.Определите нарушенные потребности пациента. 3.Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства. 4.Перечислите особенности санэпидрежима при туберкулезном менингите. 5.Проведите инструктаж пациента по сбору мокроты на БК.

Билет 8

  1. Что входит в обязанности мед сестры при проведении диспансеризации неврологических больных?
  2. Опишите методику проведении люмбальной пункции
  3. Опишите неврологические проявления остеохондроза позвоночника

Ситуационная задача № 5 (СЗ)

Женщина 60 лет внезапно потеряла сознание. Из анамнеза:страдает гипертонической болезнью в течение 12лет, гипотензивные препараты принимает нерегулярно, ухудшение состояния наступило после стрессовой ситуации в семье. Объективно:общее состояние тяжелое. Без сознания. Цвет лица багрово-синий, кожные покровы влажные. Дыхание везикулярное, хрипов нет, ЧДД 26 в минуту. Cердечные тоны приглушены, ритмичные. Пульс удовлетворительного наполнения, напряжен; 110 ударов в минуту. АД 240/ 120 мм рт. ст. Живот мягкий, мочеиспускание непроизвольное. Температура 39,6° С .

Неврологический статус: зрачки: реакция на свет снижена. Слева: меньшее смыкание глазной щели, сглаженность носогубной складки, симптом «паруса» щеки, парез взора, симптом распластанного бедра. Движения в верхних и нижних конечностях отсутствуют, снижение чувствительности с обеих сторон, оживление сухожильных рефлексов слева. Отмечается ригидность шейных мышц. Патологические рефлексы Бабинского положительны с обеих сторон.

Задания:

1.Определите неотложное состояние, развившееся у пациентки.

2.Определите проблемы пациентки, сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого вмешательства.

3.Охарактеризуйте лечение положением.

4.Расскажите об особенностях ухода за больным с нарушением сознания.

Билет 9

  1. Дайте определение ЛЮМБАЛГИИ, ЛЮМБОИШАЛГИИ
  2. Перечислите все функции ПНС
  3. Опишите в чем состоит уход за больными с нарушениями речевых функций

Ситуационная задача № 8

У солдата срочной службы остро развилось лихорадочное состояние, температура 39°С, головная боль, рвота, потеря сознания. Врач выявил сниженное питание, астеническое телосложение, мелкоточечную сыпь в области ягодиц и подколенных ямок, пульс 98 в минуту, ритмичный. Неврологически: выраженная ригидность мышц шеи, симптом Кернига, верхний и нижний симптомы Брудзинского. Анализ ликвора: давление 300 мм водного столба, цвет мутный, белесоватый, цитоз 1500 в 1мм3, преобладают нейтрофилы. При опросе солдат этой роты, выяснилось, что у одного из них постоянно был насморк с гнойным отделяемым. Диагноз: Менингококковый менингит.

Задания: 1.Определите неврологический синдром. 2.Предложите дополнительные методы обследования. 3.Предположите возможный источник заражения и исходы заболевания. 4.Назовите план необходимых санитарно-эпидемических мероприятий.

Билет 10

  1. В чем диагностическая ценность метода Магнитно-резонансной ангиографии (МРА)?
  2. Опишите симптом Лассега. При каких заболеваниях он положительный?
  3. Опишите с помощью каких проб оценивают сохранность координации движений?

Ситуационная задача № 2 (ПН)

Больная 30-ти лет предъявляет жалобы на слабость в руках и ногах, чувство онемения в стопах, общую слабость.

Из анамнеза:в течение 7 дней беспокоило повышение температуры до 37,8- 38,2° С, боль в горле. После проведенной антибактериальной терапии состояние улучшилось. Ухудшение состояния наступило на 8-9 день: появилась слабость в нижних конечностях, потом в верхних конечностях, общая слабость. Больная не в состоянии ходить и сидеть без посторонней помощи, развилось поперхивание при глотании.

Объективно:общее состояние тяжелое. Сознание ясное. Кожные покровы бледные, сухие. Дыхание везикулярное, хрипов нет. ЧДД 20 в минуту. Сердечные тоны громкие, ритм правильный. Пульс удовлетворительного наполнения и напряжения, 98 ударов в мин. АД 105/70 мм рт. ст. Живот мягкий, безболезненный.

Неврологический статус: фотореакция зрачков сохранена. Движения в верхних и нижних конечностях отсутствуют, выпадение сухожильных рефлексов, снижение чувствительности в области стоп, кистей. Отмечается слабость мимической мускулатуры (лагофтальм). Патологических стопных рефлексов нет. ЭКГ: патологии не выявлено.

Диагноз:Острая постинфекционная полирадикулоневропатия (синдром Гийена-Барре).

Задания:

1.Обоснуйте отнесение синдрома к неотложным состояниям.

2.Назовите дополнительные методы обследования.

3.Охарактеризуйте уход при синдроме.

5.Составьте план реабилитационных мероприятий.

Билет 11

  1. Опишите симптом Мацкевича. При каких состояниях он положительный?
  2. Дайте определение понятиям «тремор», «хорея», «атетоз». Когда встречаются эти симптомы?
  3. Назовите чувствительные пары черепных нервов и двигательные пары.

Ситуационная задача № 10(ПН)

Мужчина 30 лет обратился к терапевту, в связи с тем, что после десяти часов работы за компьютером, почувствовал сильную боль в шее, больше справа. При осмотре выявлено выраженное ограничение подвижности в шейном отделе позвоночника, при пальпации болезненность и напряжение мышц задней поверхности шеи. Других неврологических симптомов нет.

Задания:

1.Сформулируйте вертеброневрологический синдром.

2.Назовите методы обследования.

3.Определите проблемы пациента, сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого вмешательства.

4.Расскажите о профилактике остеохондроза шейного отдела позвоночника.

Билет 12

  1. Как производят исследование чувствительности при неврологическом осмотре?
  2. Что такое плече-лопаточный периартроз и как он проявляется?
  3. Что иннервирует тройничный нерв? Как проявляется нарушение его функций?

Ситуационная задача № 2 (ИЗ)

Мужчина 35 лет, жалобы на интенсивные головные боли постоянного, «распирающего» характера, сопровождающиеся тошнотой, рвотой, головокружением, ознобом и выраженной слабостью. Болеет третий день. Объективно: АД 140/80, пульс 60 ударов в минуту, температура 39,8 С. Ригидность шеи 3−4 поперечных пальца. Выявляется симптом Кернига. Рефлексы с конечностей оживлены, равны. Симптом Брудзинского положителен с обеих сторон. На кожных покровах туловища единичные геморрагические высыпания.

Задания: 1.Определите и обоснуйте состояние пациента. Расскажите о возможных осложнениях и прогнозе. 2.Назовите дополнительные методы обследования. 3.Определите нарушенные потребности пациента. 4.Определите проблемы пациента, сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого вмешательства. 5.Опишите исследование менингеальных симптомов.

Билет 13

  1. Расскажите что такое НЕВРОПАТИЯ.
  2. Назовите и опишите причины и симптомы остеохондроза позвоночника.
  3. Опишите методику проведения люмбальной пункции

Ситуационная задача № 9 (ПН)

Женщина 30 лет, поднимая на руки своего четырехлетнего сына, внезапно, почувствовала сильную боль в пояснице. С трудом смогла разогнуться. В связи с сохранением боли, на следующий день обратилась к врачу. При осмотре: выпрямлен поясничный лордоз, напряжение длинных мышц спины, резкое ограничение подвижности в поясничном отделе. Тонус и сила в ногах не изменены. Глубокие рефлексы ног живые, симметричные Чувствительных нарушений не выявлено, симптом Лассега отрицателен с обеих сторон.

Задания:

1.Сформулируйте вертеброневрологический синдром.

2.Назовите методы обследования и принципы лечения.

3.Дайте рекомендации по лечению в домашних условиях.

4.Расскажите о профилактике остеохондроза поясничного отдела позвоночника.

Билет 14

  1. Для чего применяется ЛФК в неврологии? Какие методы используются для реабилитации после инсульта?
  2. Дайте определение ТОРАКАЛГИИ. Как возникает и чем лечится?
  3. Как в организм попадает возбудитель столбняка? Какими характерными симптомами проявляется столбняк?

Ситуационная задача № 7 (ПН)

Студент-медик на дежурстве, в момент перекладывания больного с каталки на рентгеновский стол, внезапно, почувствовал боль в пояснице, с трудом смог выпрямиться через несколько минут. На следующий день, в связи с сохраняющейся болью, обратился к врачу. При осмотре: выпрямление поясничного лордоза, напряжение длинных мышц спины, резкое ограничение подвижности в поясничном отделе. Рефлексы с ног живые, одинаковые с обеих сторон, патологических знаков нет, нарушений чувствительности не выявлено. На рентгенограмме поясничного отдела позвоночника костно-травматических повреждений нет.

Задания:

1.Определите неотложное состояние.

2.Предложите методы обследования.

3.Расскажите о принципах лечения.

4.Предложите режим двигательной активности и принципы ЛФК.

Билет 15

  1. Как происходит подготовка больного к люмбальной пункции? Что входит в обязанности мед сестры? Опишите процесс.
  2. В чем заключается профилактика гипостатической пневмонии? Каковы ее причины?
  3. Что такое рассеянный склероз, симптомы и принципы лечения?

З а д а ч а № 12 (Т2)

Больной Г., 41 год. Поступил в неврологическое отделение с отсутствием речи и активных движений в правых конечностях. Со слов родственников заболел три недели назад, лечился в поликлинике по поводу гипертонической болезни. Два дня назад на фоне гипертонического криза «отнялись» речь, правая рука и нога.

Год назад отмечалось подобное нарушение движений в конечностях, но тогда активные движения восстановились на второй день. Объективно:— сознание ясное, АД 180/100 мм рт.ст., пульс 70 ударов в мин,;

— не говорит, речь окружающих людей не понимает;— правые конечности падают как плети, правосторонняя гиперрефлексия,— патологические кистевые и стопные рефлексы справа.

Задание

  1. Какой вид расстройства речи у больного?
  2. Предполагаемый диагноз?
  3. Определите объем неотложного лечения и важные особенности ухода.