https://www.facebook.com/rossiev/posts/10212895811695749
В культуре российского управления принято с гордостью рапортовать о победах и всегда замалчивать неудачи. И зря, потому что неудачи – это отличный опыт. И рассказывать о нем нужно для того, чтобы другие люди могли на этих ошибках учиться. Это забота друг о друге, а значит – и о нашем обществе в целом.
Коротко расскажу о 5 неудачных ИТ-проектах в КрасГМУ. Не повторяйте эти ошибки!
Большой и очень сложный модуль информационной системы предназначался для информационной поддержки Университетской аптеки, открытой в 2014 г. В помещениях Медико-фармацевтического колледжа. По задумке, через электронную аптеку все желающие могли оставлять заказ на лекарства. Т.е. модуль представлял собой интернет-магазин. Кроме того, была создана и запущена целая система электронного обмена с поставщиками для постоянной актуализации прайса лекарств. Модуль просуществовал более 2 лет, однако за все это время не было сделано ни одного заказа. Вскоре и сама Университетская аптека была закрыта, так как не выдерживала ценовой конкуренции и не была клиентоориентирована.
В 2016 г. началась разработка нового модуля личных сообщений в информационной системе КрасГМУ. По сравнению с уже существующим, в нем планировалось сделать систему мультидиалогов. Решено было сделать его на основе более продвинутой технологической платформы, чтобы повысить скорость работы. Модуль был сделан и запущен, однако работать с ним оказалось крайне неудобным: а) скорость оказалась, наоборот, значительно ниже, б) разработка некоторых удобных для пользователей функций была отложена «на потом», в итоге они так и не были сделаны и в) так и не удалось устранить ошибки программного кода, связанные с хитрым устройством. Модуль пришлось закрыть и вернуть старый. Это единственный проект, причиной провала которого стала квалификация программистов, не соответствующая уровню сложности проекта и временным ресурсам. Сейчас делается еще одна очередная попытка реализовать эту задачу. Посмотрим…
Нельзя сказать, что этот проект полностью провальный, однако результаты внедрения оказались весьма далеки от того, что предполагалось вначале. А предполагалось оснастить все рабочие места медицинских специалистов КрасГМУ рабочими местами МИС (более 100) и объединить всю работу всех 6 клиник. В итоге на сегодняшний день мы имеем 20 рабочих мест в 2 клиниках. В остальных клиниках используются либо отдельные МИС (ЦНИЛ), либо программное обеспечение только для отчетности по ОМС. Причина такой ситуации – комплексная. Во-первых, мы не сумели спрогнозировать финансовую стагнацию и выбрали дорогую МИС QMS, принятую для внедрения крае, надеясь на будущую интеграцию. И просто не «потянули» покупку и поддержку новых рабочих мест. Во-вторых, клиники КрасГМУ так и не смогли договориться и прийти к единой концепции информатизации, выдвигая противоречащие требования или даже просто отказались пользоваться МИС из-за «нехватки человеческих ресурсов» для ввода данных. В итоге в 2016 г. было принято решение о том, что клиники КрасГМУ будут самостоятельно внедрять МИС (какие они захотят, например, на платформе 1С), а ИТ-службы КрасГМУ займутся интеграцией выгружаемых из них данных. Однако воз и ныне там, платформа 1С оказалась слабо проработанной, и шаги по внедрению делаются крайне медленно. Работа продолжается…
Модуль (электронный деканат) последипломного образования работает с 2009 года и в нем прекрасно ведется вся документация по циклам и курсантам. В 2015 г. в нем была создана система, позволяющая вести расписание лекций и занятий каждого цикла. Однако за все это время в нее было введено всего 9 записей – видимо, для того, чтобы убедиться, что все работает правильно. Таким образом, расписание занятий на цикле курсанты посмотреть не могут – никто его не вводит. Сделали, посмотрели и забыли, возможно навсегда…
Сайт экспертно-правового центра, сайт биомедицинского кластера, сайты нескольких кафедр. Разрабатывались в разное время по заказам этих подразделений, но после запуска оставались «мертвыми». Подразделения не смогли найти администраторов, которые бы обеспечивали сайт информацией – новостями, анонсами, документами и т.п. либо само подразделение или структура оказалась «неживой» и попросту не продуцировала информацию. Обидно конечно, ведь задумки были неплохие…
Реализация ИТ-проекта в организации – это всегда мультикомандная работа, в которую вовлечены не только ИТ-специалисты, но и много других сотрудников.
Анализ этих, а также других неудач показывает, что в большинстве случаев причинами провала становятся: