KRASGMU.RU
Авторизация - ВХОД
Топ-5 неудачных ИТ-проектов КрасГМУ

https://www.facebook.com/rossiev/posts/10212895811695749

В культуре российского управления принято с гордостью рапортовать о победах и всегда замалчивать неудачи. И зря, потому что неудачи – это отличный опыт. И рассказывать о нем нужно для того, чтобы другие люди могли на этих ошибках учиться. Это забота друг о друге, а значит – и о нашем обществе в целом.

Коротко расскажу о 5 неудачных ИТ-проектах в КрасГМУ. Не повторяйте эти ошибки!

  1. Электронная аптека (krasgmu.ru).

Большой и очень сложный модуль информационной системы предназначался для информационной поддержки Университетской аптеки, открытой в 2014 г. В помещениях Медико-фармацевтического колледжа. По задумке, через электронную аптеку все желающие могли оставлять заказ на лекарства. Т.е. модуль представлял собой интернет-магазин. Кроме того, была создана и запущена целая система электронного обмена с поставщиками для постоянной актуализации прайса лекарств. Модуль просуществовал более 2 лет, однако за все это время не было сделано ни одного заказа. Вскоре и сама Университетская аптека была закрыта, так как не выдерживала ценовой конкуренции и не была клиентоориентирована.

  1. Модуль личных сообщений с мультидиалогами.

В 2016 г. началась разработка нового модуля личных сообщений в информационной системе КрасГМУ. По сравнению с уже существующим, в нем планировалось сделать систему мультидиалогов. Решено было сделать его на основе более продвинутой технологической платформы, чтобы повысить скорость работы. Модуль был сделан и запущен, однако работать с ним оказалось крайне неудобным: а) скорость оказалась, наоборот, значительно ниже, б) разработка некоторых удобных для пользователей функций была отложена «на потом», в итоге они так и не были сделаны и в) так и не удалось устранить ошибки программного кода, связанные с хитрым устройством. Модуль пришлось закрыть и вернуть старый. Это единственный проект, причиной провала которого стала квалификация программистов, не соответствующая уровню сложности проекта и временным ресурсам. Сейчас делается еще одна очередная попытка реализовать эту задачу. Посмотрим…

  1. Единая медицинская информационная система для клиник КрасГМУ.

Нельзя сказать, что этот проект полностью провальный, однако результаты внедрения оказались весьма далеки от того, что предполагалось вначале. А предполагалось оснастить все рабочие места медицинских специалистов КрасГМУ рабочими местами МИС (более 100) и объединить всю работу всех 6 клиник. В итоге на сегодняшний день мы имеем 20 рабочих мест в 2 клиниках. В остальных клиниках используются либо отдельные МИС (ЦНИЛ), либо программное обеспечение только для отчетности по ОМС. Причина такой ситуации – комплексная. Во-первых, мы не сумели спрогнозировать финансовую стагнацию и выбрали дорогую МИС QMS, принятую для внедрения крае, надеясь на будущую интеграцию. И просто не «потянули» покупку и поддержку новых рабочих мест. Во-вторых, клиники КрасГМУ так и не смогли договориться и прийти к единой концепции информатизации, выдвигая противоречащие требования или даже просто отказались пользоваться МИС из-за «нехватки человеческих ресурсов» для ввода данных. В итоге в 2016 г. было принято решение о том, что клиники КрасГМУ будут самостоятельно внедрять МИС (какие они захотят, например, на платформе 1С), а ИТ-службы КрасГМУ займутся интеграцией выгружаемых из них данных. Однако воз и ныне там, платформа 1С оказалась слабо проработанной, и шаги по внедрению делаются крайне медленно. Работа продолжается…

  1. Внутрицикловое расписание лекций и занятий в модуле последипломного образования.

Модуль (электронный деканат) последипломного образования работает с 2009 года и в нем прекрасно ведется вся документация по циклам и курсантам. В 2015 г. в нем была создана система, позволяющая вести расписание лекций и занятий каждого цикла. Однако за все это время в нее было введено всего 9 записей – видимо, для того, чтобы убедиться, что все работает правильно. Таким образом, расписание занятий на цикле курсанты посмотреть не могут – никто его не вводит. Сделали, посмотрели и забыли, возможно навсегда…

  1. Сайты нескольких подразделений и социальных структур.

Сайт экспертно-правового центра, сайт биомедицинского кластера, сайты нескольких кафедр. Разрабатывались в разное время по заказам этих подразделений, но после запуска оставались «мертвыми». Подразделения не смогли найти администраторов, которые бы обеспечивали сайт информацией – новостями, анонсами, документами и т.п. либо само подразделение или структура оказалась «неживой» и попросту не продуцировала информацию. Обидно конечно, ведь задумки были неплохие…

Реализация ИТ-проекта в организации – это всегда мультикомандная работа, в которую вовлечены не только ИТ-специалисты, но и много других сотрудников.

Анализ этих, а также других неудач показывает, что в большинстве случаев причинами провала становятся:

  1. Наше неумение прогнозировать развитие самого направления, под которое делается ИТ-проект.
  2. Противоречия в мультикоманде, где каждая группа отстаивает свои интересы и не хочет считаться с интересами других. При этом предметных специалистов, имеющих достаточный уровень образования и опыт, позволяющий решить противоречия, в организации часто просто нет.
  3. Классическое, многократно описанное в литературе непонимание того, что внедрение информационных технологий должно сопровождаться реинжинирингом бизнес-процессов. Руководители думают, что компьютерная программа сама по себе решит все проблемы.
  4. Опять же классическое непонимание того, какие потребуются человеческие и финансовые затраты на администрирование и поддержку уже реализованных и запущенных ИТ-разработок.