ХУДДИНГЕ, Швеция и ЭР-РИЯД, Саудовская Аравия: порой для того, чтобы уменьшить страх ребенка и, соответственно, заметно улучшить результаты стоматологического лечения, нужно лишь чем-нибудь отвлечь маленького пациента. В рамках клинического исследования, проведенного учеными из Швеции и Саудовской Аравии, дети, во время процедуры смотревшие мультфильмы с помощью специальных видеоочков, демонстрировали значительно меньшее беспокойство и большую готовность взаимодействовать со стоматологом, чем дети, на которых не воздействовали отвлекающие аудиовизуальные факторы.
Дети часто боятся стоматологов; примерно каждый пятый ребенок школьного возраста в той или иной степени опасается посещения стоматологической клиники. Согласно исследованиям, дети, испытывающие страх, испытывают и более сильную боль, они также ведут себя более непослушно во время лечения. Задавшись целью решить эту проблему, исследователи попытались оценить эффективность просмотра мультфильмов с помощью видеоочков Merlin i-theatre (Merlin Digital General Trading) в ходе стоматологической процедуры. К исследованию были привлечены 56 детей в возрасте 7–9 лет; посещение стоматолога включало осмотр полости рта, введение местной анестезии и установку реставрации. Лечение проводилось в стоматологической клинике при Университете имени короля Сауда (Саудовская Аравия). Все участники исследования раньше в той или иной степени испытывали страх перед стоматологами и были направлены в клинику для коррекции поведения. Детей рандомизированно разделили на две равные группы: одна половина маленьких пациентов смотрела во время лечения свои любимые мультфильмы, вторая, контрольная группа проходила обычную стоматологическую процедуру, без аудиовизуального отвлекающего воздействия. Измерив уровень беспокойства и степень готовности к сотрудничеству со стоматологом в обеих группах, исследователи установили, что дети из экспериментальной группы демонстрировали значительно меньшее беспокойство и вели себя более послушно – особенно во время введения анестезии – чем дети из контрольной группы. Оценив косвенные признаки беспокойства, например, основные физиологические показатели, включая артериальное давление и частоту пульса, исследователи обнаружили, что средняя частота пульса во время введения местной анестезии у детей из контрольной группы была значимо более высокой, нежели у детей, смотревших мультфильмы с помощью видеоочков. Следует, однако, отметить, что результаты опроса самих детей, оценивавших уровень боли и беспокойства при каждой процедуре, таких различий не показали. Хотя для подтверждения клинической значимости данного метода требуются дополнительные исследования, результаты, полученные на данный момент, говорят о том, что аудиовизуальное отвлекающее воздействие может применяться для того, чтобы успокоить детей, испытывающих страх перед стоматологами, и обеспечить возможность проведения лечения, считают исследователи.