KRASGMU.RU
Авторизация - ВХОД
Контрольная по гормонам

КОТРОЛЬНАЯ ПО ГОРМОНАМ ДЛЯ СТОМАТОЛОГОВ

Вариант 1

  1. Приведите химическую классификацию гормонов (с примерами).
  2. Опишите механизмы клеточной ауторегуляции.

Задача № 1

Препарат Но-шпа снимает мышечный спазм. Объясните, на чём основано его действие.

Для обоснования ответа:

  1. Вспомните, накопление какого вещества в клетке приводит к расслаблению гладких мышц?
  2. Напишите схему метаболизма этого соединения.

Задача №2

Пациенту N.после удаления щитовидной железы в связи с тиреоидитом врач назначил лечение, включающее прием тироксина. Спустя 3 месяца после начала лечения уровень ТТГ крови значительно снизился. Почему этому больному врач рекомендовал уменьшить дозу тироксина?

  1. Представьте в виде схемы механизм регуляции синтеза и секреции тиреоидных гормонов
  2. Используя схему, обоснуйте рекомендации врача.
  3. Опишите этапы синтеза тиреоидных гормонов и изобразите их структурные формулы.

Вариант 2

  1. Дайте понятие об обратных связях и их значении для регуляции.
  2. Нарисуйте схему и опишите механизм действия гормонов через цАМФ. Приведите примеры гормонов, которые работают с помощью данного механизма.

Задача № 1

При развитии гипогликемической комы для быстрого увеличения уровня глюкозы в крови физиологи рекомендуют введение гормона глюкагона. У больных же, использующих в лечении кортизол (стероидный гормон), происходит медленное развитие очень длительной гипергликемии.

Как можно объяснить такие временные различия в действии этих двух гормонов на уровень глюкозы в крови?

Задача №2

В клинику поступил больной с запахом ацетона изо рта. Какую патологию можно предположить?

  1. Откуда берется ацетон?
  2. Назовите, какие вещества входят в эту группу?
  3. Почему ощущается запах ацетона у больного?

Вариант 3

  1. Чем отличаются универсальные гормоны и гормоны направленного действия? Приведите примеры тех и других.
  2. Нарисуйте схему и опишите механизм действия гормонов через ионы кальция. Приведите примеры гормонов, которые работают с помощью данного механизма.

Задача № 1

Ферментами аденилатциклазной системы являются: аденилатциклаза, фосфодиэстераза, протеинкиназа, протеинфосфатаза.

  1. К какому классу относятся выше названные ферменты?
  2. Какую реакцию катализирует каждый из названных ферментов?

Задача №2

Рост ребенка 10 лет 180 см. Умственное развитие нормальное. Содержание глюкозы в крови повышено (10 ммоль/л).

1.С нарушением функции какой эндокринной железы это может быть связано?

  1. Как называется эта патология?
  2. Чем можно объяснить гипергликемию?

Вариант 4

  1. На какие классы делятся гормоны по анатомо-физиологической классификации? Приведите примеры.
  2. Нарисуйте схему и опишите механизм действия гормонов через цАМФ. Приведите примеры гормонов, которые работают с помощью данного механизма.

Задача № 1

Два больных диабетом в бессознательном состоянии доставлены в клинику. После инъекции глюкозы один их них пришел в сознание, состояние другого осталось без изменений. Назовите причины, которые привели к потере сознания у этих больных.

Задача №2

Бригада скорой помощи прибыла по вызову к пациенту с острым приступом удушья. Приступ возник впервые. На основании объективных данных установлен предварительный диагноз «Бронхиальная астма».

  1. Какие препараты ( надо дать не конкретные названия, а указать направленность их действия) должны быть немедленно назначены для купирования бронхоспазма?
  2. Почему их нельзя использовать часто?
  3. Что можно использовать вместо этих препаратов?

Вариант 5

  1. Что такое интеграция и координация?
  2. Нарисовать схему и описать механизм действия гормонов через ионы кальция. Привести примеры гормонов, которые работают с помощью данного механизма.

Задача № 1

У двух больных с клиническими проявлениями тиреотоксикоза с помощью радиоиммунного анализа выявлены следующие сдвиги в концентрации гормонов:

концентрации гормонов: Т3 и Т4

Тиреотропный гормон

Тиреолиберин

Больной А

Выше нормы

Выше нормы

Ниже нормы

Больной Б

Выше нормы

Ниже нормы

Ниже нормы

Какое можно сделать заключение о локализации патологического процесса?

Для обоснования ответа вспомните:

  1. Что такое тиреотоксикоз?
  2. Каковы причины развития этого заболевания?
  3. Где синтезируются перечисленные гормоны?

Задача №2

Больная 25 лет жалуется на бессонницу, быструю утомляемость, раздражительность, беспричинное беспокойство, рассеянность, плаксивость, повышенную потливость, плохую переносимость тепла. Больная суетлива, делает много быстрых ненужных движений, многословна. Отмечается диффузное увеличение щитовидной железы, тремор пальев рук, гипоальбуминемия, понижение толерантности к глюкозе. Основной обмен повышен на 40%.

  1. Для какого синдрома характерна данная клиническая картина?
  2. С чем связаны повышение температуры, тахикардия, гипоальбуминемия?
  3. Почему у данной больной надо иметь в виду возможность развития сахарного диабета?

Вариант 6

  1. Как регулируется выработка и освобождение периферических гормонов через гипоталамус - гипофиз?
  2. Опишите механизмы клеточной ауторегуляции.

Задача № 1

Пациенту был назначен длительный курс глюкокортикостероидной терапии.

  1. К чему может привести резкая отмена препарата?
  2. Какие бы вы дали рекомендации по правильной терапии глюкокортикостероидами?

ЗАДАЧА № 2:

У больного наблюдается полиурия, полидипсия и нарушение сна. Относительная плотность мочи от 1,001 до 1,003. Выделение мочи колеблется от 5 до 20 л в сутки. Содержание глюкозы в крови 5,0ммоль/л, в моче глюкоза отсутствует.

  1. Ваш диагноз?
  2. Как называется гормон, выделение которого нарушено при данной патологии?
  3. Механизм действия этого гормона?
  4. Опишите нарушение работы данного гормона.

Вариант 7

  1. Что такое эндокринная регуляция? Приведите примеры.
  2. Нарисуйте схему и опишите механизм действия гормонов через цитозольные рецепторы. Приведите примеры гормонов, которые работают с помощью данного механизма.

Задача № 1

Известно, что гормоны могут осуществлять свое действие как через внутриклеточные рецепторы, так и через рецепторы, расположенные на поверхности клеточной мембраны.

  1. В каком случае гормональный эффект наступает быстрее?
  2. С чем это связано?

ЗАДАЧА № 2:

Больной В. поступил в клинику с множественными патологическими, спонтанными переломами трубчатых костей, выраженным искривлением позвоночника и деформацией скелета. При поступлении больной жаловался на общую слабость, крайне быструю утомляемость, мышечную гипотонию, боли в костях. При лабораторном обследовании выявлено увеличение содержания кальция в крови до 15,1 ммоль/л (норма 2,15-2,65 ммоль/л) и снижение содержания фосфора до 0,24 ммоль/л (норма 0,81-1,45 ммоль/л). В анамнезе имеются указания на наличие у больного почечно-каменной болезни, выраженной полиурии и повышенное содержание фосфатов в моче. Заключение: Гиперфункция паращитовидных желез.

  1. Перечислите гормоны, синтезируемые поражённой железой.
  2. Укажите, какие гормоны, вырабатываемые данной железой, ответственны за появление указанных симптомов.
  3. Основные функции гормона.
  4. Объясните механизм развития описанных симптомов .

Вариант 8

  1. Что такое паракринная регуляция? Приведите примеры.
  2. Нарисуйте схему и опишите механизм действия гормонов через цАМФ. Приведите примеры гормонов, которые работают с помощью данного механизма.

Задача №1

Больной 45 лет поступил в клинику с обострением язвенной болезни желудка. Из анамнеза известно, что в течение последней недели он болел гриппом и принимал жаропонижающее средство, содержащее аспирин.

  1. Перечислите препараты данной группы

2.Представьте схему, на которой покажите конкретное место действия этих препаратов .

3.Объясните механизм повреждения слизистой оболочки желудка.

ЗАДАЧА № 2:

У больного с повышенным артериальным давлением обнаружена высокая активность ренина. Будет ли в этом случае эффективным лечение ингибиторами АПФ?

Для ответа:

  1. Вспомните и изобразите схему РААС
  2. Что нарушено в этой системе?
  3. Зачем вводят ингибитор АПФ?

Вариант 9

  1. Что такое аутокринная регуляция? Приведите примеры.
  2. Нарисуйте схему и опишите механизм действия гормонов через цАМФ. Приведите примеры гормонов, которые работают с помощью данного механизма.

Задача № 1

Больному с гипертонической болезнью рекомендуется ограничивать потребление соли. С чем это связано?

Для ответа:

  1. Вспомните и изобразите схему РААС
  2. Что происходит при употреблении соленой пищи?

ЗАДАЧА № 2:

При резекции щитовидной железы были случайно удалены околощитовидные железы. После операции у больного начались приступы тетании. Нередко приступы тетании предшествуют предвестники: похолодание конечностей, онемение, покалывание, чувство ползания мурашек, чувство спазмов.

  1. Ваш диагноз?
  2. Как называется гормон, выделение которого нарушено при данной патологии?
  3. Механизм действия этого гормона?
  4. Опишите нарушение работы данного гормона.

Вариант 10

  1. Опишите регуляцию щитовидной железы через гипоталамо-гипофизарную систему.
  2. Нарисуйте схему и опишите механизм действия гормонов через цАМФ. Приведите примеры гормонов, которые работают с помощью данного механизма.

Задача № 1

Витамин В6 часто назначают при состояниях, связанных с недостаточностью катехоламинов (паркинсонизме, невритах, депрессивных состояниях). Объясните, на чем основано действие пиридоксина. Для этого перечислите основные предшественники медиаторов и сами медиаторы, метаболизм которых связан с витамином В6

Задача № 2

Больной 62 лет жалуется на сухость во рту, периодическую жажду. Болен СД 2 типа в течение 5 лет. Диету не соблюдает, сахаропонижающие препараты не принимает. Последние полгода беспокоят боли в ногах, преимущественно в ночное время, чувство жжения, онемения, ползания «мурашек».

  1. Какое осложнение у данного больного?
  2. Назовите причину развития данного осложнения.
  3. Какие еще поздние осложнения СД вы знаете?

Вариант 11

  1. Классификация гормонов липидной природы с примерами.
  2. Нарисуйте схему и опишите механизм действия гормонов через цитозольные рецепторы. Приведите примеры гормонов, которые работают с помощью данного механизма.

Задача № 1

После операции по удалению микроаденомы головного мозга у пациента стали проявляться признаки гипотиреоза. В чём возможная причина возникших нарушений? Какая связь между головным мозгом и щитовидной железой?

ЗАДАЧА № 2:

У пациента, обратившегося к врачу с жалобами на общую слабость и обильное мочеиспускание, анализ мочи выявил её низкую удельную плотность, уменьшение количества мочевины и креатинина, отсутствие глюкозы. Укажите патологию, с которой связаны данные изменения. 1. Ваш диагноз?

  1. Как называется гормон, выделение которого нарушено при данной патологии?
  2. Механизм действия этого гормона?
  3. Опишите нарушение работы данного гормона.

Вариант 12

  1. Перечислите железы внутренней секреции и гормоны, которые в них образуются.
  2. Нарисуйте схему и опишите механизм действия гормонов через ионы кальция. Приведите примеры гормонов, которые работают с помощью данного механизма.

Задача № 1

Больному с гипотиреозом в крови определили уровень йодтиронинов (Т3 и Т4) и тиреотропного гормона (ТТГ) и прописали лечение гормональным препаратом левотироксином. При этом ему было назначено дополнительно регулярное определение в крови уровня ТТГ. Объясните, почему необходимо следить за уровнем этого гормона?

Задача № 2

Больная 56 лет, рост 160 см, масса 105 кг. Жалоб не предъявляет. Уровень глюкозы крови натощак 5,1 ммоль/л. Результаты теста на толерантность к глюкозе: уровень глюкозы крови натощак 5,3 ммоль/л, через 2 часа после нагрузки 75 г глюкозы 10 ммоль/л.

1.Оцените уровень гликемии натощак.

2.О чём свидетельствуют результаты теста?

3.Почему проводилось данное исследование?

  1. Чем опасно данное состояние?

Вариант 13

  1. Перечислить гормоны – производные аминокислот, указать из каких аминокислот они образуются.
  2. Нарисовать схему и описать механизм действия гормонов через цитозольные рецепторы. Привести примеры гормонов, которые работают с помощью данного механизма.

Задача № 1

Больному с патологией Иценко-Кушинга (состояние избыточной продукции гормонов коры надпочечников) для прояснения причины болезни и выбора методики лечения назначили анализы определения уровня в крови кортикотропина и глюкокортикоидов. Какова взаимосвязь этих гормонов, почему для уточнения диагноза были назначены два анализа?

Задача № 2

Больной 28 лет жалуется на сухость во рту, жажду (суточный диурез свыше 5 л), слабость. Перечисленные симптомы появились после перенесенной вирусной инфекции. При обследовании обнаружена гипергликемия 12 ммоль/л, глюкозурия.

  1. Ваш клинический диагноз?
  2. Чем обусловлена глюкозурия?
  3. Какие поздние осложнения могут развиться при данном заболевании?

Вариант 14

  1. В чем суть гипоталамо-гипофизарной регуляции работы периферических эндокринных желез?
  2. Нарисуйте схему и опишите механизм действия гормонов через цитозольные рецепторы. Приведите примеры гормонов, которые работают с помощью данного механизма.

Задача № 1

Некоторые лекарственные препараты – кофеин и теофиллин – угнетают действие фермента фосфодиэстеразы, катализирующего реакцию расщепления ц-АМФ. Как это влияет на организм? Будет ли это влиять на действие адреналина? Покажите схему действия адреналина на жировую клетку и укажите место действия этих препаратов.

Задача № 2

У пациента опухоль поджелудочной железы. При этом повышен синтез инсулина и наблюдаются симптомы: дрожь, слабость и утомляемость, потливость, постоянное чувство голода. Как влияет избыток инсулина на обмен веществ? Почему развиваются вышеназванные симптомы? Почему это может привести к нарушению мозговой деятельности?