Можно подумать, зачем этот ещё зелёный терапевт что-то пишет, работай да молчи, не твое дело, рано выводы делать. Работай да молчи - служи и повинуйся. Под таким девизом проходит день любого участкового терапевта. Твои пациенты - это цифры. Твои деньги - это баллы. Лечи для количества. Качество? А качество страховые компании оценят по записям в карте. Дико звучит? Однозначно.
За последние несколько лет принцип работы в поликлинике пытаются менять разными способами. Переход на электронный документооборот, оснащение базами данных, выписка рецептов через процессинговый центр. А результата никакого нет. По отчетности все действуют строго по алгоритму, а уровень заболеваемости не меняется, качеством обслуживания недовольны. Да, да, именно качеством обслуживания. Для современного пациента, который подкован с разных сторон, врач поликлиники должен соответствовать многим параметрам. Но насколько это реализуемо мы прекрасно видим в СМИ, в отзывах по всему интернету. Технологии новые, проблемы прежние. Значит нужно что-то менять, но совершенно другими путями, подстраиваясь под пациента. Как? Давайте поговорим об этом.
«А где моя карточка? Вы не видели мою карточку? Я буду жаловаться в КрайЗдрав!»
С течением времени и до медицины дошли IT-технологии. В такой сфере весьма сложно развивать информационные технологии, поскольку нужны специалисты, которые имеют медицинское образование, работают в практической медицине, дружат с компьютерными технологиями на достаточно высоком уровне. Таких людей мало, к сожалению. Да и нет в мире такого человека, который мог бы владеть всем, преуспеть во многих отраслях и быть настоящим специалистом, а не дилетантом, который только языком попусту чешет. Допустим, мы собрали команду из людей, которые в большей степени «секут» в этих двух сферах. А что делать дальше?
Если спросить у врачей, какой программой они пользуются на работе, то в большинстве ответов будет фигурировать «qMS» или «Госпиталь». В некоторых центрах есть свои базы, например, «Кордис» (слишком хороша, чтобы быть доступной всем). Затем спросите, довольны ли врачи этими двумя программами. В большинстве случаев ответ будет отрицательным, и на это есть свои причины.
Ужасный дизайн, куча кнопок, непонятные алгоритмы, недостаточное количество функций, для совершения какой-то простой операции нужны многоходовочки, медленно работает, часто виснет, интерфейс далеко не дружелюбный. Как это исправить? Избавится от них к чертовой матери!
Приведу пример.
В начале рабочей смены я открываю свой личный кабинет в программе, смотрю на расписание. Расписание строго структурировано. Первичные и повторные пациенты, диспансерное наблюдение и профилактический осмотр. То есть я могу заранее спланировать свой рабочий день и понять, сколько ресурсов мне нужно затратить сегодня.
Заходит первичный пациент, отмечаю его явку. В информации о нем я вижу не только ФИО и дату рождения, но и все остальные данные, включая паспортные, полис, СНИЛС, место жительства/работы, контакты, состоит ли на учете, прошел диспансеризацию, а также цель обращения и кем направлен. Уже складывается картинка о нем.
Допустим, обратился по болезни. Заполняю жалобы, анамнез, автоматически формирующийся осмотр, где я по своему желанию добавляю/удаляю необходимые параметры, формирую диагноз согласно МКБ. И вот, большая часть работы сделана. Следующий этап - назначения. Назначения могут быть как диагностического, так и лечебного плана. Мне не нужно тратить время на переключение вкладок, поиск нужного значка плюсика или ещё чего. Список исследований я формирую сам, устанавливая галочки у конкретных позиций (глюкоза, общий холестерин, ЭКГ) или могу выбрать готовые шаблоны с ними. Теперь самое интересное, надо лечить. Всё также я пишу режим, диету, препараты и прочие рекомендации. Большую часть всего можно заготовить в шаблонах, а уже в конкретном случае что-то исправить. Направление на исследования уходит в лабораторию, пациенту указывается конкретная дата и время явки, план лечения печатается на бумаге. Что мы получаем? Пациента, который получил на руки документ, где расписано его лечение, дата явки на исследования и следующий приём. Таким образом, мы избегаем потери каких-либо направляшек, возмущений по поводу непонятного почерка врача и очередей в КДО. Повышаем что? Все хором: «К О М П Л А Е Н Т Н О С Т Ь!». Так любим говорить об этом на конференциях же!
«А вы долго там еще рецепты выписывать будете?»
Любимые льготники, куда же без вас. Основной контингент поликлиники. Самый суровый и беспощадный
ПЦ ЛЛО, он же процессинговый центр льготного лекарственного обеспечения. Создать реестр льготников идея весьма неплохая. Но воплощал её в реальность сатана, это уж точно. Нет с собой СНИЛС - нет рецепта. Не обновилась база - нет рецепта. Ты новый льготник? О, детка, подожди денёк другой, а то и неделю, только постарайся не помереть. Можно бесконечно смотреть на то, как течёт вода, горит огонь и медсестра пытается выписать рецепт в ПЦ ЛЛО. Постоянное подвисание, ошибки сервера, несоответствие льгот и куча других проблем. Почему нельзя интегрировать ПЦ и ту же МИС? Выписываю бабуле комбо набор из бисопролола, периндоприла, индапамида, двух инсулинов, запрос уходит в ПЦ, в базе, на странице пациента, фиксируются назначения, а сам рецепт не на бумаге печатается, а в аптеку уходит. Остается только приехать и получить препарат. Экономия ресурсов на лицо. Серьёзно, с какой целью мы печатаем рецепты? Чтобы карточки толстели от копий рецептов, а аптека засорялась этими бесконечными бумажками? Greenpeace на вас нет.
Другой вопрос, кто должен выписывать рецепты? Тут два варианта. Первый - врач, который впервые назначил препараты и контролирует объём терапии каждые три месяца. Второй - кабинет выписки рецептов, состоящий из бригады медсестер. Они и рецепты выпишут в пару шагов, и на льготу поставят, и заверят на месте.
Об ЭЛН, паспорте участка, планировании госпитализаций и диспансеризации поговорим через несколько дней.