KRASGMU.RU
Авторизация - ВХОД
 
 4043
ID: 2801
Всероссийская научно-практическая конференция психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал
23-24 ноября 2012 года в нашем университете прошла I-ая Всероссийская научно-практическая конференция \"Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал\".

В работе конференции приняли участие около 160 представителей из государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (гг. Санкт-Петербург, Красноярск, Новосибирск, Новокузнецк, Екатеринбург, Нижний Новгород, Ярославль, Волгоград, Чита, Чебоксары, Барнаул, Челябинск, Елец, Лесосибирск), учреждений здравоохранения (КГБУЗ «Красноярский краевой психоневрологический диспансер №1», БУ «Детская республиканская клиническая больница» Чувашской республики, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова» Минздравсоцразвития России), научных учреждений (Институт психологии РАН, г. Москва), практикующих психологов-консультантов (г.Иерусалим, Израиль).

Работа конференции открывалась пленарным заседанием, на котором обсуждались результаты фундаментальных (доклад д.ф.н., профессора Кудашова В.И. «Современные проблемы здоровья и здорового образа жизни», доклад д.псх.н., доцента Логиновой И.О. «Динамические характеристики жизненного самоосуществления человека в призме оценки психологического здоровья», доклад к.псх.н., доцента Чупиной В.Б. «Жизненный ресурс и жизненный потенциал человека») и прикладных исследований в области психологического здоровья человека (доклад к.псх.н., доцента Котовой С.А. «Проблема поддержки психологического здоровья представителей помогающих профессий», доклад к.м.н., доцента Потаповой Т.Ф. «Изучение эффективности комплексного (медикаментозного и психотерапевтического) лечения больных с посттравматическим стрессовым расстройством, неврозами и шизотипическим расстройством», доклад заместителя главного врача КГБУЗ «Красноярский краевой психоневрологический диспансер №1» Петрова А.С. «Психотехнологии формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у лиц с зависимостями от психоактивных веществ»).

На конференции особое внимание было уделено вопросам психологического здоровья специалистов помогающих профессий (психологов, психотерапевтов). Этому был посвящен отдельный доклад (Котова С.А.), продолжение которого состоялось при обсуждении результатов мастер-класса «Диагностическая и консультационная работа по профилактике профдеформаций со специалистами помогающих профессий».
После пленарного заседания работа конференции продолжилась в рамках дискуссионного клуба «Ценностные основания психологического здоровья» (модератор – к.псх.н. Колкова С.М.) и круглого стола «Оценка эффективности здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий и программ» (модератор – к.п.н. Сидоренко О.А.).

Дискуссионный клуб «Ценностные основания психологического здоровья» (модератор: к.псх.н., доцент Колкова С.М.) был посвящен обсуждению критериев и показателей психологического здоровья, среди которых особое место занимают ценностно-смысловые образования.
В ходе обсуждения на круглом столе «Оценка эффективности здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий и программ» модератором, к.п.н. Сидоренко О.А. была обозначена проблема недостаточности медико-гигиенического подхода и реализации соответствующих технологий в современном образовании для формирования культуры здоровья субъектов образования и формирования у них здоровьесберегающих компетенций. Первая часть дискуссии была развернута относительно вопроса «Что именно считать здоровьесберегающими технологиями образования сегодня»? В ходе обсуждения участники пришли к заключению, что здоровьесберегающие технологии — это не обязательно специальные технологии, это качественная характеристика любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», это совокупность тех принципов, приемов, методов психолого-педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения и здоровьеформирования. Кроме того, участниками дискуссии была акцентирована значимость интеграции усилий медиков, психологов и педагогов в создании и реализации здоровьсберегающих и здоровьеформирующих технологий и программ.

Одним из основных на круглом столе было выступление педагога-психолога ДОУ №36 комбинированного вида Ленинского района, г.Красноярска Екатерины Александровны Жуковой, которая раскрыла подходы и опыт реализации комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения соматически ослабленных детей в условиях ДОУ, а также подходы в осуществлении мониторинга результативности реализующейся программы сопровождения.
Выступление вызвало живой интерес участников круглого стола. Дискуссия развернулась вокруг следующих вопросов: что выбирать в качестве показателей эффективности реализации здоровьесберегающих технологий и программ на разных ступенях образования? Достаточно ли отслеживать снижение заболеваемости детей и подростков? Что еще собственно может оцениваться как показатели эффективности здоровьесберегающих технологий и программ — показатели здоровья — соматического, психологического, психического. Успеваемость обучающихся? Эмоциональное состояние? Работоспособность? Мотивация здорового образа жизни и здоровьесберегающие компетенции у обучающихся? Или не только? Или такими показателями эффективности могут быть и характеристики относящиеся к образовательному процессу - это могут показатели здоровьесбережения при проведении уроков и занятий, психологический климат в ОУ, показатели грамотности школьников и педагогов по вопросам здоровья?

Второй день конференции был посвящен мастер-классам («Куклотерапия» - к.псх.н., доцент Соколовская Л.Б., «Арт-терапевтические техники в гештальт-терапии» - преп. Сенченко Г.В. и асс. Бархатов А.В., «Диагностическая и консультационная работа по профилактике профдеформаций со специалистами помогающих профессий» - к.псх.н., доцент Котова С.А., «Ассоциативные метафорические карты в психологическом консультировании» - к.п.н., доцент Кононенко И.О.), участниками которых стали преподаватели вузов, практикующие психологи, студенты.

Все мастер-классы вызвали живой интерес, включенность участников в проблематику мастер-класса, желание подробнее познакомиться с представленными психотехниками и приемами.

24 ноября 2012 года в рамках конференции прошел студенческий проектный марафон, в котором приняли участие студенты факультета клинической психологии ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф.Войно-Ясенецкого» Минздрава России.

Результаты конкурса
Победитель - Майбородова М.С. Создание службы волонтеров – студентов ФКП на базе РОО «КЦЛП» (научный руководитель - Колкова С.М.)
Грамота за победу в номинации «За инновационность» - Иванова М.А., Рассказова Н.В. «Онлайн – консультирование с психологом» (научный руководитель - Колкова С.М.)
Грамота за победу в номинации «За стремление к глубинам профессионализма» - Балюкина В.И., Гейль В.А., Наделяева А.К. «Создание кабинета психологического сопровождения для студентов КрасГМУ» (научный руководитель - Колкова С.М.)
Грамота за победу в номинации «Реализация системного подхода» - Рахманова К.В., Ткачева Е.В. «Создание психологической службы сопровождения профессиональной ориентации в вузе» (научный руководитель - Живаева Ю.В.)
Грамота за победу в номинации «За верность традициям» - Золотарева Н.А., Романова М.И., Жалнерчик Ю.Д. «Моя программа социального действия» (научный руководитель - Живаева Ю.В.)

Положительно стоит отметить неравнодушие студентов, защищавших проекты, к жизни студенчества КрасГМУ и общества в целом, которое нашло свое отражение в тематике представленных на конкурс работ.
Особо хочется отметить заслуги научного руководителя двух из представленных проектов Живаевой Ю.В. Как неравнодушный преподаватель, Юлия Валерьяновна не только стимулировала сам факт появления работ, но и принимала активное участие в разработке и оформлении проектов.
В каждой работе было большое количество интересных и значимых моментов: организация взаимодействия с другими организациями города, психологическая помощь от студента студенту.
В будущей работе по написанию студенческих проектов необходимо, по мнению членов жюри, внести следующие коррективы:
- не выходить сразу на комплексные проекты, лучше подробно и конкретно прописать отдельно взятый подпроект;
- студенческий проект должен претворяться в жизнь максимально силами самих студентов (преподаватели – носители не исполнительной, а скорее консультативной функции);
- перед написанием проекта необходимо специалисту проводить семинар по содержательным и формальным правилам работы с текстом проектной работы.
Студенческая научная секция включала 16 докладов. По результатам работы секции студентам, представившим наиболее интересные исследования, были вручены дипломы:
- Диплом первой степени – Ростовых Е. «Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья»
- Диплом второй степени – Балюкина В. «Экспериментальное исследование жизнестойкости студентов факультета клинической психологии в зависимости от проявления толерантности к неопределенности»
- Диплом третьей степени – Сацук Д., Парубцова Т. «Изучение взаимосвязи типа личности и проявления алекситимии» и Петухова А. «Влияние фрустрации на соматическое здоровье детей младшего школьного возраста».
Участники Всероссийской научно-практической конференции «Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал», рассмотрев проблему сохранения психологического здоровья людей, состояние и критерии психологического здоровья в различные возрастные периоды жизни, предлагают:
1. Считать приоритетной в деятельности клинических психологов работу, направленную на исследование психологического здоровья различных категорий населения в стране, регионе, повышение значимости вопросов здоровьесбережения и здоровьеформирования.
2. Разработать в рамках комплексной темы «Психологическое здоровье населения: критерии, диагностика, профилактика», реализуемой на кафедре психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО Красноярского государственного медицинского университета им.проф.В.Ф.Войно-Ясенецкого, план мероприятий и программу по здоровьесбережению и здоровьеформированию на 2012-2015 гг.
3. Расширить спектр мероприятий конференции (мастер-классов, дискуссионных клубов, круглых столов и др.), часть из которых может быть реализована в виде непрерывно действующих телеконференций.
4. Осуществлять подготовку клинических психологов с учетом достижений психологической науки и практики в области психологии здоровья, технологий здоровьесбережения и здоровьеформирования.
5. Сделать материалы Всероссийской научно-практической конференции «Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал» доступными широкому кругу профессионгалов, разместив их на портале профессионального отраслевого научного издания «Медицинская психология в России» (http://www.medpsy.ru).
6. Проводить Всероссийскую научно-практическую конференцию «Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал» ежегодно, расширив ее до статуса Всероссийской конференции с международным участием.
Первая Всероссийская научно-практическая конференция «Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал» явилась интересной и динамичной площадкой для общения и обмена опытом специалистов в области психологии здоровья. Участники конференции ориентированы на дальнейшие исследования в области психологии здоровья, разработку новых форм и методов работы по здоровьесбережению и здоровьеформированию, ориентированы на внедрение результатов в практику психологической помощи населению в системе здравоохранения и образования.