KRASGMU.RU
Авторизация - ВХОД
 4508ID: 845
Философы медицинского университета на V Российском философском Конгрессе
В Новосибирске в конце августа состоялся уже пятый по счету Всероссийский философский Конгресс на тему «Наука. Философия. Общество». Это первый крупный форум такого рода на сибирской земле, благодаря чему именно восточные регионы страны были там достаточно широко представлены. От Красноярского края на Конгресс прибыло более двадцати философов из разных вузов и территорий. Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф.Войно-Ясенецкого представляли доценты кафедры философии Андренко О.В., Комова Н.В., Колмаков В.Ю., Кульбижеков В.Н. и заведующий кафедрой, профессор Кудашов В.И.. Философы медицинского университета
на V Российском философском Конгрессе
В Новосибирске в конце августа состоялся уже пятый по счету Всероссийский философский Конгресс на тему «Наука. Философия. Общество». Это первый крупный форум такого рода на сибирской земле, благодаря чему именно восточные регионы страны были там достаточно широко представлены. От Красноярского края на Конгресс прибыло более двадцати философов из разных вузов и территорий. Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф.Войно-Ясенецкого представляли доценты кафедры философии Андренко О.В., Комова Н.В., Колмаков В.Ю., Кульбижеков В.Н. и заведующий кафедрой, профессор Кудашов В.И.
Почти две тысячи философов со всех концов страны, ближнего и дальнего зарубежья, собравшись в центре федерального Сибирского округа, формировали основы общественного мнения, словом и делом доказывая, что в Сибири есть глубокий интеллект, современное производство, развитое общественное сознание. Видные отечественные философы в развитие идей Стамбульского и Сеульского Всемирных конгрессов продолжили поиск достойного ответа на глобальные проблемы, в том числе на современный финансово-экономический кризис.
Конгресс проходил в Новосибирском Академгородке, значимом мировом центре науки, а он создавался в свое время под ведущие научные направления и школы, сегодня известные во всем мире. Поэтому неизбежна была полемика философов с естественниками, которые, чаще всего, осознанно или нет, являются сторонниками сциентизма и позитивизма. В ходе этих интересных дискуссий мы пришли к выводу, что если философам удастся заинтересовать собой позитивистское научное сообщество, ситуация изменится к лучшему. Если не удастся - укрепится намечающийся союз естествоиспытателей с церковью: пусть маленькая часть народа (ученые) занимается биологией, а вторая - большая - верит в непорочное зачатие, лишь бы жила морально. Но до какого предела первой части будет разрешено заниматься биологией, не включающей тезиса о возможности непорочного зачатия?
По моему, ситуация еще сложнее. Монотеистические религии порой выступают как ближайшие союзники именно философии в борьбе за сохранение абстрактного мышления в наши телевизионные времена. Психологи утверждаю, что современный «телевоспитанный» человек может удерживать внимание на отвлеченном тезисе не более 7 минут. Он уже не может помыслить то, чего он не видел. Платоновский «дом вообще», не существующий наряду с видимыми домами, он представляет себе с колоссальным трудом. Зато он видел столько, сколько не видели Колумб, Кук, Крузенштерн и Афанасий Никитин, вместе взятые. Род «хомо сапиенс», способный мыслить отвлеченно - на грани вымирания. Это предмет не только диалога с математиками, но и сотрудничества с ними в деле сохранения абстрактного мышления, а, значит, нашего биологического вида. А то скоро человек не сможет представить себе долг иначе, как в виде денег, моральный долг для него – пустой звук. Конечно, мышление эволюционирует, достаточно упомянуть разработки современной эволюционной эпистемологии. Например, идеи о том, что человеческое мышление, развитие знания – это способ надбиологический эволюции человеческой популяции, мышление эволюционирует и мы, таким образом, приспосабливаемся, адаптируемся к миру. Обо всем этом, как и многом другом, шла речь на секции «Философия сознания и когнитивных наук», которую мне выпала честь вести.
Кроме упомянутой, плодотворные дискуссии в течение пяти дней велись еще на 29 секциях, десяти «круглых столах» и большом Симпозиуме «Образование как стабилизирующий фактор развития России». Философия, по мнению многих отечественных мыслителей, включает в себя качества гуманитарного и естественнонаучного знания. Через дальнейшее развитие философии можно осуществить сближение естественных и гуманитарных наук. Согласно «антропному принципу» мир таков, потому что мы является частью этого мира, и всякое изменение в нас меняет и взгляд на мир, соответственно меняется и картина мира. Взгляд философов на мир ценен своей целостностью, всеобщностью, методологическим значением. Философская картина мира содержит неотъемлемые этические и эстетические компоненты, так актуальные для современной цивилизации. Синтез гуманитарных и естественных наук сегодня все чаще происходит на базе наук технических. Появляются технические науки нового типа, предметом которых становится сам человек, как элемент технической задачи. Спектр их довольно широк: от инженерной психологии до прикладных социометрических методик. Ими разрабатываются эффективные методы, ставятся практические цели. Гуманистические, этические проблемы в данных науках не рассматриваются. Философия является методологическим базисом наук, но не менее важно, что она – их этическая надстройка.
Российские философские конгрессы, несмотря на их относительно недолгую историю, уже сыграли и продолжают играть особую роль, они способствуют формированию и сплочению философского сообщества, дают возможность широкого обсуждения самых насущных философских и мировоззренческих проблем. Не случайно, что темой Конгресса стали ключевые понятия «Наука. Философия. Общество». В условиях современных перемен и поиска новых стратегий цивилизационного развития, наука обретает новые измерения. Их анализ предполагает философскую рефлексию, критическое осмысление сложившихся представлений о роли и функциях науки в обществе, о границах ее претензий и ее возможностях. Наука не просто дает знания, которые имеют технологические приложения, она активно участвует в формировании мировоззрения людей, и во многом задает ориентиры будущего развития цивилизации.
В.Кудашов, Председатель Красноярского Философского общества, член Президиума Российского Философского общества.

Комментарии
 
Вы, видимо, располагаете всеми материалами Конгресса в электронном виде?
 
О философском конгрессе и о себе.

Где-то, когда-то, не помню – у кого, прочитала: «пиршество духа…» Именно так хочу назвать впечатления, которые испытывала во время работы Всероссийского философского конгресса в Новосибирске. Давно не была в таком счастливом состоянии. На пленарном заседании – выступления крупнейших ученых, живых классиков – из МГУ, из Института философии, за каждым именем – автор известного учебника, руководитель школы, президент Философского общества.
Очень часто на Конгрессе звучало: если общество не повернется к философии, если у него недостанет терпения прислушаться к прогнозам, предупреждениям и советам носителей мировой философской мудрости – у такого общества вряд ли есть будущее.
 
Надежда Викторовна,
Может попробовать философию повернуть к обществу? Для начала сделать общедоступную актуальную философскую электронную библиотеку в рамках ЗЕРКАЛА. А то Ваши же студенты рассуждают о Айн Рэнд, но ни бум бум, например, о Бакунине. Почему бы не устроить пусть не "пиршество", но хотя бы легкий перекус ) А пока сплошная диета. К примеру, и из Ваших работ я очень немногие смог обнаружить в открытом доступе. А уж как интересны материалы конгресса...
 
Андрей Александрович!
По поводу Михаила Александровича Бакунина - обращайтесь, поговорим. Это моя любимая тема с времен работы над диссертацией. Написал первые философские книга в России. Увлек философией Герцена...
Не менее интересен другой анархист и ученый-энциклопедист - князь Кропоткин. И очень жаль, что "нет пророков в своем Отечестве"...
 
Андрей Александрович! Увы, эл. варианта материалов нет, могу предложить лишь свой 1 том в бумаге. Другие два тома можете посмотреть у остальных участников конгресса. Огромное спасибо за ссылки на интересные комментарии к прошедшему событию. В реале дискуссии были еще острее:)
 
Вячеслав Иванович, с радостью воспользуюсь Вашим предложением, тем более с бумаги читать приятнее. Как это сделать? Я регулярно бываю у Россиева...

Вопрос, думаю, интересный и для аудитории - почему организаторы конгресса проигнорировали открытую электронную форму распространения материалов (или я ошибаюсь и они скоро появятся?). Ведь это, мягко говоря, странно, особенно с учетом прозвучавших пожеланий к обществу. Может Вы можете повлиять на ситуацию? Если организаторам не хочется связываться с размещением - мы бы выложили это здесь.
 
Дорогие товарищи, хотелось бы иметь возможность не только почитать труды сего конгресса в электронном виде, но и, например, увидеть этот конгресс в миниатюре... этакий красноярский вариант конгресса в миниатюре (апелляция к красноярским философам), интересно, возможно ли чтобы несколько десятков красноярских д.ф.н. собрались все в одной комнате и подискутировали на красноярской земле о будущем общества?
 
Дорогой Андрей Александрович, заходите на нашу кафедру философии на Маркса, 124 - я попрошу коллег порадовать Вас бумажными томами Конгресса.
Организаторы конгресса пока готовят репортаж о нем (см.: http://rpc2009.nsu.ru/), будет ли открытая электронная версия всех материалов - мне, увы, неведомо. Попробую связаться с ними.

Сергей Владимирович!
Если Ваша мечта почитать труды конгресса в электронном виде вероятна в обозримом будущем, то увидеть красноярский вариант конгресса в миниатюре возможно лишь в радужных снах. Чтобы несколько десятков красноярских д.ф.н. (нас 38!) "собрались все в одной комнате и подискутировали на красноярской земле о будущем общества" требуется либо принуждение (как во времена КПСС), либо существенное денежное вознаграждение. При остром желании сможете лицезреть десяток профессоров вместе на защите диссертаций в СФУ или СибГАУ - иногда там случаются интересные дискуссии. Менее остепененная философская публика собирается по последним субботам месяца в 16.00 в КИЦе на "философском кафе".