В понедельник, 18 мая 2015 г., в 14 часов в КрасГМУ была проведена методическая конференция, посвященная поиску оптимальной модели лекции как форме организации учебного процесса в современной высшей школе. В конференции принял участие 41 преподаватель. Обращение к этой, безусловно, актуальной теме объясняется фактом потери лекцией ведущей позиции в вузе. Изменение статуса лекции повлекло за собой значительное снижение качества обучения, что становится предметом серьезного беспокойства преподавателей, т.к. студенты демонстрируют снижение мотивации к этой форме занятий.
Инициаторами проведения данного мероприятия были проректор по учебной работе Светлана Юрьевна Никулина, начальник Учебно-методического управления Елена Георгиевна Мягкова, руководитель НОЦ «Педагогика» Елена Александровна Авдеева и его члены: Оксана Александровна Гаврилюк, Ольга Юрьевна Тюльпанова, Елена Николаевна Казакова. В качестве модератора и ведушего выступил проректор по корпоративной политике и информационным технологиям Дмитрий Анатольевич Россиев.
Для проведения конференции был избран необычный формат – встреча преподавателей «без галстуков» или «мозговой штурм» с содержательной дискуссией по вопросам преподавания в форме лекции. Для этого участники были разделены на две группы. Внутренний круг или «аквариум», в его состав вошли 15 человек. И внешний круг, состоявший из 26 участников. Д.А. Россиев продемонстрировал высокую толерантность и искусство коммуникации, когда инициировал высказывание каждого участника по поводу проблем, имеющих место в методике преподавания современной лекции в вузе. Одной из его задач, было напоминание, чтобы участники не «растекались мыслью по древу», старались быть лаконичными и четко формулировали актуальные для себя проблемы.
Далее был развернут поиск путей и условий «снятия» обозначенных трудностей с целью повышения эффективности и качества современной вузовской лекции. Самые главные вопросы, озвученные д.мед. н., проф. Н.П. Толоконской, вокруг которых все время закручивалась дискуссия: «В чем смысл лекции в изменившихся современных условиях, и что из себя представляет результат преподавания в форме лекции?» По их поводу были озвучены самые разные версии: «Лекция – это средство развития познавательной активности и повышения мотивации студентов» (Д.М. Рассказов); «Лекция – это место систематизации знаний по изучаемому курсу, дисциплине, циклу» (Е.Г. Мягкова), «Лекция – это место развития и формирования мировоззрения и клинического мышления врача» (О.А. Гаврилюк») и др. Но в раскрытии этих смыслов, педагоги сталкиваются с рядом трудностей, среди которых были озвучены следующие: низкий уровень ораторского мастерства лектора, «школярский» подход к обучению на лекции, информационная перенасышенность пространства, в котором находятся студенты и потребность в наличии определенных дефицитов, которые могут повысить мотивацию в учебной деятельности (И.О. Логинова). Обращает на себя внимание мысль педагогов, озвученная Перьяновой О.В., о том, что и презентация, которая является обязательным элементом лекции, и современные технические средства, которыми оснащен сегодняшний студент, как это ни парадоксально звучит, нередко «мешают» активизации познавательной деятельности студентов.
Кроме того, было выдвинуто революционное суждение, что лекция как форма изжила себя и не плохо было бы от нее отказаться, поискав инновационные способы теоретической работы со студентами. Однако большинство преподавателей эту позицию не поддержали, посчитав, что лекция в вузе все-таки должна остаться. Но в ее преподавание необходимо внести изменения.
Во-первых, наряду с традиционной лекцией нужно начать разработку лекций в дистанционном режиме. Во-вторых, качество лекции повысится, если преподаватель овладеет ораторским искусством, связанным с мастерским владением словом. В-третьих, на лекции нужно отказаться от монологического пересказа содержания методических материалов, а переходить на интерактивные коммуникативные технологии. Потому что главной фигурой на лекции является лектор, его профессиональное мастерство связано с умением транслировать актуальное учебное содержание студентам. Отсюда был сделан вывод: качество лекции «спрятано», с одной стороны, – в отборе качественного содержания преподавателем, а, с другой – в ораторском мастерстве его трансляции студентам. Поэтому сегодня, в век информационного изобилия, необходимо не пересказывать «вчерашний день» студентам, а искать и давать им только «свежий» лекционный материал, представляющий собой последнее слово в науке. Нужно уметь отобрать, структурировать и систематизировать его, оценить его научный (а не конъюнктурный, рыночный) потенциал и сделать долгосрочный прогноз его жизнеспособности в медицинской практике. Причем, материал должен иметь междисциплинарный характер. Решить эти задачи под силу только преподавателю-мастеру. Студенту же, отправившемуся в информационное плавание в одиночку, без педагога-компаса, без педагогической навигации, с этими задачами сложно справиться.
Таким образом, на проведенном мероприятии были озвучены важные идеи, которые, может быть, и не совсем оригинальны, т.к. очень редко можно отыскать новаторскую мысль. Но они, на мой взгляд, весьма необходимы для дальнейших шагов в поиске оптимальной модели современной лекции. Ведь высказанные идеи – как семена. Большинство лежат без дела и не прорастают. Нужны условия, чтобы они «заработали». Одним из условий являются вот такие неформальные встречи единомышленников. Первая встреча состоялась. Возможно, что не на все вопросы она ответила. Но поиск начался, запуск мысли на тему: «Как оптимизировать современную лекцию?» состоялся.
Материал подготовлен руководителем НОЦ Педагогика Авдеевой Е.А.
ФОТООТЧЁТ