Термин «цифровая трансформация» сейчас всюду – тема модная, по сути, в стране объявлена целая кампания. И она конечно коснется всех нас. Но, по моим наблюдениям, мало кто понимает, что же конкретно, на практике, означает эта самая трансформация.
За последние дни я в очередной раз освежил анализ того, что сейчас пишут про цифровую трансформацию организаций (особенно вузов) и как ее понимают. Мне показалось, что описываемые в разных источниках подходы, мысли, примеры «цифровой трансформации» можно сгруппировать в три весьма различных подхода.
Цифровая трансформация у них в основном завершена. Собственно, какой-то отдельной кампании там и не было – было и продолжается эволюционное развитие на основе процессного управления, внедренного еще 40-50 лет назад. С появлением массовых информационных технологий в организациях внедрялась автоматизация бизнес-процессов, развивалась аналитика накапливаемых данных.
В последние два десятилетия на эту основу «накладывались» системы нейросетевого анализа больших данных, накапливались стандартные алгоритмы оптимизации бизнес-процессов, развивались BPMS (системы управления процессами). Это, кстати, и позволило сделать беспрецедентный скачок в развитии роботизированных производств (всяких гигафабрик, работающих без людей), создавать беспилотные автомобили и дроны, строить маркетинги и системы принятия решений, основанные на BigData, внедрять системы управления данными и проектами на BlockChain и т.д. и т.п. Главная задача – повышать эффективность и удовлетворять потребности клиентов и сотрудников.
Хочу отметить, что в зарубежных организациях очень развито сотрудничество и взаимообмен идеями, опытом внедрения, алгоритмами, что делает развитие всех участников обмена очень быстрым. Есть большое количество ассоциаций, клубов, сообществ по широкому спектру тем.
Важное отличие организационной культуры на постсоветском пространстве – отсутствие (за редчайшими исключениями) процессного управления. В некоторых случаях оно функциональное, а в основном - вообще ручное. Про процессное управление почти никто просто не знает, отсюда и видение «цифровой трансформации» базируется на очевидных и сиюминутных, краткосрочных потребностях бизнеса: это прежде всего облачные CRM (управление данными о клиентах), накопление и анализ маркетинговых данных (особенно визуальный), оптимизация затрат на администраторов и консультантов путем замены их чат-ботами (очень модно, хотя эффект сомнительный!).
Еще одно направление – проникновение в соцсети: ведение страничек в Instagram, реклама в TikTok (последний писк!) и всякие фокусы с QR-кодами, мобильными приложениями (где надо и где не надо), цифровыми заказами и доставкой. Мне кажется, в большинстве случаев все эти ухищрения почти не приводят к повышению качества работы, а просто являются новым способом рекламы, иногда еще и вызывая запутывание и раздражение потребителей. А про долгосрочное развитие думать не получается – по весьма понятным причинам.
Подавляющее большинство публикаций на тему цифровой трансформации вузов представляют ее как достаточно стандартный набор технологий. И они поименованы броскими новомодными терминами, за которыми на самом деле - всем известные, простые или очевидные, а иногда вообще маловажные вещи. Эти термины кочуют из статьи в статью. Вот основной глоссарий с краткой расшифровкой:
«Цифровая экосистема университета» - по сути означает, что вы можете прочитать одну и ту же информацию на сайте, на экране в холле и на мобильном телефоне.
«Цифровой кампус» - информационная система университета, в которую могут заходить студенты.
«Единое информационное пространство» - все пользуются одним набором программ.
«Индивидуальная образовательная траектория» - сама по себе вообще никакого отношения к цифровизации не имеет. Студент изучает выбранный им набор дисциплин. Применяется давно во всех классических университетах мира.
«Цифровой след обучающегося» - накопление оценок и записей портфолио студентов в базе данных.
«Цифровой двойник обучающегося» - то же самое + личная страничка студента со всеми данными + какая-то аналитика.
«Онлайн-образование» - чтение лекций в Zoom, Youtube, использование Moodle.
«Образовательный чат» - переписка преподавателя со студентами в мессенджере.
«Виртуальные лаборатории» - покупка и установка в компьютерный класс какой-нибудь программы для занятий – например, по биохимии или физиологии.
«Искусственный интеллект в образовании» - предполагается, что нейросеть должна предлагать студенту ту самую «индивидуальную образовательную траекторию», анализируя его «цифровой след». Правда, конкретных примеров, алгоритмов или хотя бы рассуждений, как именно она будет это делать, я не нашел. Поищу еще.
«Цифровая библиотека» - ЭБС с доступом через интернет.
«Цифровой сервис» - то, что у нас принято называть модулем сайта.
«Доступ 24/7/365» - круглосуточный доступ к сайту (можно подумать, что все остальные сайты отключаются на ночь и на выходные).
«Университетская точка кипения» (термин-шедевр) – комната, где можно собраться и что-то обсудить (видимо с возможностью вскипятить чай).
Кроме этого, часто упоминаются: «электронный деканат», «электронное расписание», «электронный кабинет», онлайн-подача документов в приемную комиссию.
Наконец, судя по названию, апофеоз технологического прорыва - «Суперсервис». Это подача документов в приемную комиссию через систему электронных госуслуг.
Если же акцент на университетах не делать, увы, видение цифровой трансформации многими людьми можно описать так: цифровые «понты» + цифровой контроль.
Цифровые «понты» - это компьютерные, информационные технологии, которые «красиво» выглядят (лучше с позолотой) и которыми можно утереть нос другим (особенно если ввернуть модный термин и побольше пафоса). И это проблема прежде всего своеобразного менталитета, акцента на форме, а не содержании. Вот пара наших местных примеров.
Спустя лет так 7-8 после появления на нашем сайте электронных ведомостей с оценками и зачетами некоторые сотрудники спрашивали меня:
- Дмитрий Анатольевич, а когда у нас наконец будут внедрены электронные зачетки?
Насторожившись, я уточнил, что понимается под электронной зачеткой, на что мне ответили:
- Ну, это же такая карта, вроде банковской, на которой хранятся оценки!
А вплоть до недавнего времени мне часто задавали вопросы, когда уже у нас появится электронный кабинет студента. Вопросы прекратились, когда ссылку, ведущую на раздел личной страницы с успеваемостью и другой учебной информацией, я просто переименовал в «Электронный кабинет студента»…
Что же касается цифрового контроля, идея установить всюду видеокамеры и проходы по электронным пропускам кажется в наше неспокойное время совсем неплохой!
В заключение пока что два простых вывода на тернистом пути цифровой трансформации:
Если и в этот раз я увижу поддержку и заинтересованность в этой теме у коллег или студентов - продолжу!
Идеальный вариант: составить документ, зарегистрировать, отправить в электронном виде по инстанциям и в режиме online отслеживать. А уже после сбора всех электронных факсимиле, документ при необходимости можно печатать.
И пока всего этого великолепия нет, все изменения в иерархии подписи лишь тормозят процесс. Документ надо подписать "вчера", но пока он пройдёт все круги бюрократического Ада, может уйти неделя, если не больше. И это при том, что этот документ нужно самому носить из кабинета в кабинет...
Учиться нужно, и во-преки упрощённому пониманию цифровизации, надо сначала научиться учиться. И это проблема средней школы. Когда моей дочери ставится на английском в школе 3, за то, что она знает больше слов, чем ей положено в 5 классе, понимаешь, что вместо самостоятельного написания работ лучше скачать то, что уже апробировано. В результате интернет становится продолжением нейронной сети мозга, когда запоминается не информация, а то, где эту информацию можно найти, что приводит к устранению ненужной функции "оперативной и долговременной памяти", что приводит к "Цифровой деменции". Вторая большая проблема "цифровой поток" и "цифровое отвлечение", обусловленные огромным количеством информации, которая всегда рядом,приводят к тому, что невозможность разобраться в этом потоке приводит к формированию "цифровых авторитетов", чье мнение замещает собственное. А это и приводит к обилию тех нелепых терминов, которые Вы перечислили в этом сообщении. Термин нелепый, но раз он принадлежит к "авторитету", то этот термин надо легитимизировать.
1) в том, что ясной, толковой стратегии "цифровой трансформации" НИ У КОГО НЕТ! И именно поэтому и изобретаются термины, чтобы создать ВИДИМОСТЬ, что предлагается что-то новое!
2) а обычные люди начинают эти термины бездумно повторять и обсуждать, не видя за ними конкретных действий, технологий.
Это отнимает время, энергию от того, что действительно нужно делать, но не выглядит "красиво" и модно! ))
В нашем случае задача понять, откуда "растут ноги" у вала бумаг (некоторым из которых действительно место только в печке), причем с дублированием информации; что конкретно и чьими усилиями можно сделать, чтобы с минимумом затрат избавиться от этой "побочки" - ведь совершенно очевидно, что она имеет мало отношения к главной функции университета, создающей ценность для его "пользователей" (обучающихся) - кстати, отсылка к осенней дискуссии про миссию.